Юлия Тимошенко: кризис доверия

Юлия Владимировна предложила Сергею Тигипко, который набрал чуть больше 13% голосов избирателей во время первого тура выборов, самое дорогое, что у нее пока есть, – кресло премьера. Даже если он откажется, Тимошенко все равно будет предлагать его кандидатуру на должность главы Кабмина. Во всяком случае, пока она именно так говорит. У Юлии Владимировны действительно есть крайне веские причины суетиться и делать бывшему кандидату «второго эшелона» неприличные предложения.

Ее отставание от лидера Партии регионов составило больше 10%. Фактически преодолен психологический рубеж, за которым шансы на победу Юлии Тимошенко во втором туре становятся призрачными и неуклонно стремятся к абсолютному политическому нулю. Главное – это магия двухзначной цифры. Пять, шесть, даже восемь процентов разрыва «бютовские» политтехнологи еще были готовы «переварить». Однако десять… Подобного провала в БЮТ никто не ожидал. Четко прослеживалась тенденция потери поддержки Тимошенко даже в тех регионах, где позиции премьера были традиционно сильны. В первую очередь имеются в виду Киевская область и столица, где позиции Юлии Владимировны до недавнего времени были очень сильны. Если сравнивать с парламентскими выборами 2007 года, то электоральные потери Тимошенко в столичном регионе составили примерно 86 тысяч голосов, а непосредственно в Киеве – 120 тысяч. Всего же число ее сторонников со времен выборов в Раду сократилось на семизначную цифру. Юлия Владимировна потеряла голоса более одного миллиона избирателей. И это красноречиво свидетельствует о результатах ее деятельности на должность премьера.

Сложившуюся после первого тура ситуацию можно оценить как кризис доверия к Тимошенко. Ничего не помогает: ни навязчивая реклама, которой «бютовские» пиарщики явно «перекормили» народ, ни массовая раздача обещаний целевым электоральным группам (медикам, учителям, лесникам, металлургам, сантехникам), ни бюджетные вливания во время кампании. Юлия Тимошенко уверенно вышла на пикирующую траекторию, что понимают все, в том числе и трезвомыслящие аналитики в ее ближайшем окружении. Шапкозакидательские настроения, продемонстрированные Александром Турчиновым после оглашения данных экзит-полов, – не более чем истерическая реакция на провал. Достаточно жалко выглядела и сама Тимошенко, которая обвинила всех социологов в продажности и призвала верить результатам лишь одного исследования – «национального». По иронии судьбы наиболее подходящие ей социологические данные, «подогнанные» авторами «национального опроса», оказались ложными. По результатам подсчета бюллетеней оказалось, что самые «правильные», по версии Юлии Владимировны, социологи ошиблись на целых шесть процентов. Это гораздо больше, чем допустимая погрешность.

Штабы Тимошенко пребывают в растерянности, которая граничит с истерикой. От массовых увольнений спасла лишь новая концепция поведения, выработанная перед вторым туром. Якобы ничего страшного не произошло, поэтому никаких кадровых ротаций не будет. Зачем давать врагам повод для злорадства? Просто отдельные направления усилят новыми людьми, которые помогут работать более эффективно. Можно также утверждать, что именно двухзначное отставание Юлии Тимошенко от лидера президентской гонки сорвало рейдерскую атаку на результаты первого тура. А ведь все к этому было готово. Достаточно вспомнить решение Апелляционного административного суда. «Бютовцы» искусственно создали предпосылки для оспаривания результатов уже первого тура. Однако в последний момент все пошло не так. Виктор Янукович чисто и уверенно побеждал, демонстрируя результат, который невозможно засудить. Рейдерский захват первого тура был остановлен, поскольку шансов на победу практически не было. Вот именно поэтому Юлия Тимошенко и признала результаты первого тура. На что же рассчитывает премьер перед вторым туром?

Прежде всего, на откровенно спекулятивное деление избирателей на «демократов» и «преступников». Якобы люди, голосовавшие за Сергея Тигипко, Арсения Яценюка, Анатолия Гриценко и даже Виктора Ющенко, являются представителями некоего «демократического лагеря». Поскольку только Юлия Владимировна считает себя единственной демократкой на просторах Украины, этот электоральный ресурс автоматически перейдет к ней. Поэтому и появилось заявление Тимошенко о 60% избирателей, готовых проголосовать за нее во втором туре. Премьер пытается искусственно навязать людям концепцию абсолютных «добра» и «зла». Виктор Федорович по ее мнению репрезентирует «зло», а сама Тимошенко – белое и пушистое «добро». Следующий шаг премьера – это конкретные меры по перекупке «демократического электората». Она действительно пообещала Тигипко свое кресло, ведь данное обещание ни к чему ее не обязывает. Перед вторым туром Тимошенко ну никак не может сделать банкира главой правительства, поскольку кандидатуру премьера вносит президент по предложению парламентской коалиции. Большинства в Раде у Тимошенко давно уже нет, а Виктор Ющенко, доживающий последние дни в своем Секретариате, никого вносить не станет. Да и сама Юлия Владимировна ни за что на свете не оставит свое кресло в Кабмине перед вторым туром. Ну а после выборов сложится совсем другая ситуация. Сам Тигипко пока отказывается поддерживать финалистов выборов. В принципе, он правильно делает, поскольку если сразу «ляжет» под одного из оставшихся кандидатов, то потеряет шарм представителя «третьей силы».

Однако дело даже не в этом. Перетекание электората от одного кандидата к другому – сфера, не поддающаяся математическому анализу. Нельзя механически суммировать голоса, отданные за Тигипко, с показателями той же Тимошенко. Это просто не работает. Главное – другое. По большому счету, голосование в первом туре было протестным. Прежде всего, протестовали против политики, которую проводила в последнее время действующая власть. Результаты, полученные премьером и президентом, свидетельствуют, в первую очередь, о недовольстве деятельностью государственных институтов. И это базовая тенденция, которая сохранится во втором туре. Главной особенностью последнего раунда голосования станет не традиционное деление Украины на восток и запад, а более сложное размежевание электората на основе власти и оппозиции. Да, если посмотреть на карту поддержки Януковича и Тимошенко, то первый абсолютно лидирует на юге и востоке Украины, а вторая – на западе и в центре. Однако голоса, отданные за Сергея Тигипко, свидетельствуют, в первую очередь, о том, что избирателям надоела власть. Поэтому отрыв Виктора Януковича от Юлии Тимошенко не только сохранится, но и увеличится. Например, по результатам исследований, проведенных Киевским международным институтом социологии с 4 по 13 января, за Федоровича готовы проголосовать 55.9% избирателей, а за Тимошенко – 40.7%.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам