Без оппозиции

К 19-й годовщине своей независимости Украина подошла в очень интересном положении. В ней отсутствует оппозиция. Практически напрочь. Власть возвышается над ней, как… ну, как… три тополя на Плющихе, а вот оппонентов не видно. И с властью все понятно. Она – в погоне за восстановлением управляемости в государстве и ради пресечения хаоса и нестабильности – строит свою жесткую вертикаль иерархического и, желательно, беспрекословного подчинения. Поэтому тополя растут из одного корня, демонстрируя удивительное единство (парламент, правительство/президент и с некоторых пор судебная система)…
А вот тех, кто мог бы серьезно бросить им вызов, не видно. Слышать слышно, как всякое подтявкивание из подворотни, а вот источник звука не виден и дела не просматриваются…

Причем, повторяю, так случается впервые при смене власти. В Украине после обретения независимости два раза досрочно (1994 и 2007) и три раза в срок (1998, 2002 и 2006) через выборы менялись составы Верховной Рады. Один раз досрочно (1994), три раза в срок (1991, 1999 и 2010) и один раз по решению Верховного суда и под давлением революционных «майдаунов» (зима 2004-2005) обновлялись президенты. Более 20 раз у правительственного руля стояли премьеры или исполняющие их обязанности. Причем нынешний глава кабинета Николай Азаров трижды (декабрь 2004-го, январь 2005-го и с марта 2010-го) вошел в одну и ту же реку, а нынешний президент Украины Виктор Янукович и его незадачливая соперница на выборах Юлия Тимошенко «кэрувалы» министрами по два раза. И всегда у власти была оппозиция. И парламентская, и внепарламентская. И справа, и слева, и даже по центру.

Теперь многие пытаются отсвечивать, но, как всякие фантомы и призраки, практически тени не отбрасывают.

Начнем с левого фланга. Там «обезоппозиционирование» началось с того момента, когда сначала социалисты Александра Мороза, а теперь и коммунисты Петра Симоненко вошли во власть. Если правоверные ленинцы-симоненковцы долго вообще считались «внесистемной оппозицией» (то есть вообще призывающей к смене системы – капитализма на социализм), то морозовцы в 2006 году окончательно вошли во власть, соединив свои усилия с «капиталистами», и это стало началом их конца. Нет, Соцпартия еще есть, она даже прилично структурирована в центре и на местах, но вот поставить на ее политические перспективы может только слепой глупец. Или возвращенный машиной времени романтик-комиссар. В кожанке и, ясное дело, в пыльном шлеме…

Как говорят тинэйджеры, та же самая фигня сейчас и у коммунистов. После победы лидера Партии регионов (партии, в принципе, крупного капитала) Виктора Януковича фракция КПУ в Раде стала составной частью правящей коалиции «Реформы и стабильность» (где-то так). А значит, взвалила на свои плечи всю тяжесть ответственности за выведение страны из того кризисного штопора, в который ее завели прежние не менее капиталистические предшественники под руководством национал-демократов экс-президента Виктора Ющенко и капиталистических прагматиков Юлии Тимошенко. Поскольку бороться с кризисом приходится непопулярными для народа методами и затягиванием поясов именно у и без того полунищего населения, то будущие электоральные потери коммунистов неизбежны. В сочетании с, увы, естественным вымиранием среднестатистических избирателей комми это переводит КПУ в разряд лузеров…

Об остальных левых – всевозможных коммунистических и социалистических партиях и партейках – и говорить не приходится. Они на ладан дышат, и свежую электоральную «кровь» им не вливают даже протестные настроения людей во время социальных испытаний, Как, например, сейчас, когда Украина вынуждена переживать в очередной раз «шоковую терапию» в обмен на кредиты МВФ…

Справа дела еще более запутаны, но тоже веют пессимизмом для правых. Там очень долго сохраняли свои идеологические, а значит, и электоральные позиции так называемые национал-демократы или, если хотите, национал-патриоты. Это были и ими остаются сейчас в основном «профессиональные украинцы». То есть мужички и тетки странноватого вида, привыкшие получать мзду, зарплату и привилегии за любовь к Родине. Новоявленные укркапиталисты из «красных директоров» и прочей хитросделанной и успешно перекрашенной партхозноменклатуры этим очень умело воспользовались. Сами занялись дерибаном и передерибаном бывшей общенациональной собственности, а нацдемам бросили гуманитарную сферу. Они там и рукоблудили, всячески борясь с «засильем Кремля». И при этом как бы все время представлялись широкой публике то «конструктивной», то «избирательной», то черт его знает еще какой оппозицией. Это приносило свой стабильный электоральный урожай.

Так продолжалось до тех пор, пока нацдемы на чужих деньгах и в результате так называемой «оранжевой» революции не въехали во власть вместе со своим новоявленным «вождем-мессией» Ющенко. Поскольку обгаживание Майдана Независимости было только преподнесено публике как «народна рэволюция», а на самом деле было «бунтом миллионеров против миллиардеров», то захватившие власть капиталисты в очередной раз приступили к передерибану собственности под флером реформ, национального возрождения и евроатлантической интеграции. А поскольку происходило это опять за счет народа и при нахождении жадных до власти и чужих денег нацдемов, то нацдемы и понесли всю политическую ответственность за развал страны, хаос и обнищание, усиленные нынешним мировым кризисом и неспособностью «цветных» властей ему противостоять. То есть нацдемы повторили путь социалистов и чуть опередили на этом пути коммунистов – ушли на маргинез.

В политическом центре всегда находились недовольные властью ее капиталистические оппоненты. Их власть либо давила, склоняя к сотрудничеству, либо договаривалась с ними о невмешательстве и разделе экономических сфер влияния. Президент Леонид Кучма вообще создал систему сдержек и противовесов не только в политике, но и в экономике и – как умный общегосударственный «смотрящий» – мог поддерживать довольно прочный баланс. И при необходимости в любой момент был способен поменять то или иное «слабое звено» или развести по углам слишком ретивых спорщиков.

Баланс этот был разрушен «бунтом миллионеров против миллиардеров», когда в схватке схлестнулись два разных по характеру вида капитала – импортеры-трейдеры и банкиры с отечественными производителями-экспортерами. Вторые хотели создавать и производить все свое, а первые – все ввозить и обслуживать торговые операции. Условно говоря, после 2005 года у власти оказались импортеры и банкиры Ющенко/Тимошенко, а в оппозицию перешли производители Януковича. Это была новая ситуация, и ее новизна заключалась в том, что власть, раздерганная и ослабленная внутренними склоками, не смогла что-либо сделать с оппозицией «регионалов». А расколовшись на ющенковцев и тимошенковцев, «цветные» начали заигрывать с «регионалами», что только усилило последних и, в конце концов, предопределило победу Януковича в борьбе за пост президента.

Теперь мировой кризис и ухудшение мировой конъюнктуры уравняли и импортеров, и экспортеров. Все капиталисты оказались перед необходимостью выживания. Без всякой излишней политической волокиты, разорительной возни и бесплодных игрищ в партийные склоки. Потому и пропала всякая оппозиция.

Проигравшая Тимошенко резко ломанулась на национал-демократический сегмент политического спектра и застала там пепелище со ссорящимися по пустякам маргиналами-бомжами. А все остальные потянулись к власти, которая пообещала им стабильность и себя в роли нового справедливого смотрящего, отстаивающего общие интересы.

Причин отсутствия оппозиции много, но есть две главные. Во-первых, оппозиция не может предложить обществу ничего нового. Ни идей, ни людей. Ни в одной из сфер жизни. Возможен только возврат к старому, а оно было отринуто на последних выборах президента.

В неразберихе и суматохе исчезли даже центристы, примером чего стала судьба Партии «Сильная Украина». Ее лидер Сергей Тигипко стал вице-премьером, а сама партия объявила, что она ни во власти, ни в оппозиции, а нейтральная. И все равно это напоминает сидение одной задницей на двух стульях. Если стулья разъедутся, то получится очень интересная ситуация: «булки» могут сохраняться, а вот промежность лопнет. Нежизнеспособная «конструкция», скажем прямо. Неудобно будет так жить…

Во-вторых, проигравшие оказались такими заляпанными в криминале прежнего передерибана, что милиция может брать их голыми руками и «принимать» в СИЗО пачками. Она это, кстати, и делает, что окончательно ломает оппозиционный настрой лузеров, еще остающихся на свободе…

…В результате власть остается пока одна. И она должна учитывать следующее: если что-либо не встречает сопротивления, то оно катится беспрепятственно и может закатиться неизвестно куда. Если все время идти направо, то можно выйти слева. И получить результат, прямо противоположный заявленному. А это – тоже конец. Ну, если хотите, начало конца, что тоже малоутешительно…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам