Амнезия Турчинова

Допрос бывшего председателя СБУ Турчинова молодым следаком в рамках уголовного дела №558 закончился благополучно для обоих. Хорошо отдохнувший за границей Турчинов, ссылаясь на Конституцию и амнезию, не смог точно вспомнить, приказывал ли он таможеннику Макаренко, который всю аномальную жару потел в СИЗО №13, растаможить злополучные 11 млрд. куб. м газа. И следак его отпустил. Их новая встреча должна состояться по графику. А когда регулярные приходы Турчинова в СБУ перестанут собирать журналистский аншлаг, пастора, возможно, закроют…
Как сообщалось, 8 июня 2010 года СБУ возбудила уголовное дело по факту нанесения убытков государству Украина в связи с решением Стокгольмского арбитража, которым суд обязал "Нефтегаз" вернуть компании «РосУкрЭнерго» 11 млрд. куб. м газа в физическом «измерении», а также передать 1,1 млрд. куб. м газа в качестве компенсации.

27 июля Государственная таможенная служба вынесла заключение, согласно которому оформление 11 млрд. куб. м природного газа, принадлежавших швейцарскому газотрейдеру «РосУкрЭнерго», в пользу НАК "Нефтегаз Украины" в феврале 2009 года было проведено с нарушением законодательства.

В настоящее время по делу арестованы экс-глава Гостаможслужбы Валентин Макаренко, заместитель начальника отдела Энергетической региональной таможни Тарас Шепитько, бывший зампред «Нефтегаза Украины» Игорь Диденко, а экс-главбух таможни Марина Кушнир вроде бы находится в розыске.

В чем суть вопроса и где в нем место Александра Турчинова? 19 января 2009 года, после двухнедельного конфликта с остановкой транзита в Европу, “Газпром” и “Нефтегаз” подписали 11-летний контракт на поставку газа. К соглашению был приложен контракт (точнее, два контракта) от 20.01.2009 года: КП-ПХГ-1 и КП-ПХГ-2. Фактически это два акта сдачи-приемки газа. Акт о переходе 11 млрд. куб. м газа от “Нефтегаза” к “Газпрому”. И акт о сдаче газа от “Газпрома” “Нефтегазу”.

Прикол в том, что “Нефтегаз” продавал топливо, на котором не было написано, что это газ «РосУкрЭнерго», а «Газпром» продал нам этот же газ обратно. Речь идет об объеме в 11 млрд. куб. м и цене $153,9 за тыс. куб. м.

Подпись под обоими актами поставили бывший зампред Игорь Диденко и зампред правления “Газпрома” Валерий Голубев. Но если с Голубева взятки гладки, то Диденко явно нарушил закон, на пару с главой Гостаможни Анатолием Макаренко.

Дело в том, что если «Нефтегаз» продал газ на экспорт, то он должен был уплатить экспортную пошлину. Диденко не имел права подписывать документы, пока не улажены все юридические и налоговые формальности, а Макаренко не имел права «пропустить» безналоговый газ за границу. Таким образом, они заработали себе на статью еще первым документом.

Второй раз Макаренко «потрудился на шконку», когда растаможил 11 млрд. куб. м газа «РосУкрЭнерго» на основе второго акта, а также договора уступки долга, подписанного за день до актов – 19.01.2009 года Игорем Диденко и заместителем председателя правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером.

Фактически «Газпром» уступил «Нефтегазу» право требования $1,7 млрд. долга с «РосУкрЭнерго». Но это вовсе не означало, что за эту сумму «Нефтегаз» должен был забрать 11 млрд. куб. м газа. Он мог потребовать выплаты $1,7 млрд. деньгами. Или (если «РосУкрЭнерго» согласится) взять у него газ по цене, которую стороны согласуют и запишут в договоре купли-продажи. Но такого договора нет. Нет и решения совета директоров «РосУкрЭнерго» о «сдаче газа» (что в данном случае является юридически принципиальным). Газ продан не был. Его просто забрали.

Не испытывая никаких симпатий к Дмитрию Фирташу, отмечу, что за его счет правительство Юлии Тимошенко неплохо подпиталось дешевым газом (по цене втрое ниже, чем на мировом рынке) на весь 2009 год и компенсировало расход на хозяйственные нужды газа в ПХГ, который истратили во время «войны» с Россией.

Но за все надо платить. А цена $153,9 за тыс. куб. м равнозначна тому, как если бы Тимошенко задолжала Фирташу 100 грн., а он оценил в эту сумму ее загородный особняк в Конче-Заспе и забрал без согласия хозяйки.

К слову, Тимошенко тоже подставилась, но в «режиме средней степени тяжести»: она подписала директиву делегации НАК "Нефтегаз Украины" на переговоры с ОАО "Газпром" относительно заключения контракта купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах и контракта об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 годы. На Директиве стоит печать правительства. Однако в январе 2009 года, Кабинет министров как коллегиальный орган не принимал никакого решения относительно таких директив. То есть Тимошенко приняла решение единолично, а оформила его как коллегиальное.

Впрочем, ухватить ЮВТ за булки по поводу этой печати трудно, ибо печать ставила не она. Юридически добычей следствия в данном случае может стать лишь клерк из управления документального обеспечения, который «шлепнул» оттиск. А это вовсе не то, что нужно.

Поэтому следаки ухватились за Турчинова. Первый вице-премьер, насколько нам известно, подписал «фишку» по некоторым данным на Макаренко – «на виконання доручення у відповідності до чинного законодавства». Или что-то в этом роде. Как ни странно, но именно эти бюрократические росчерки пера – первый шаг любого высокопоставленного чиновника к документированию своих должностных преступлений. Не случайно «фишки»-поручения, написанные в произвольной форме на маленьком клочке бумаги, строго учитываются, тщательно хранятся и в первую очередь истребуются проверяющими и правоохранителями.

У «фишки» – огромная бюрократическая сила. Подчиненный ОБЯЗАН выполнить поручение начальства, если оно не противоречит законодательству. В противном случае, он должен письменно доложить шефу, что тот не прав, и аргументировать, почему. А коль начальник будет настаивать, нажаловаться на него выше или подать в отставку. Такое право закон дает любому руководителю, который не желает участвовать в неправовой схеме.

По сути, получив «фишку» Турчинова, написанную, как говорят, в очень хитро размытой форме, Макаренко должен был отказаться от выполнения, подать в отставку или «стукнуть» Тимошенко. Но ничего из этого он не сделал, и теперь сидит в тюрьме.

А Турчинов с его хитрой «фишкой» пока ходит на допросы как свидетель. Именно в ходе допросов должно выясниться, что он имел в виду под общей фразой о выполнении чего-то там, и в случае признания бывшим первым вице своих злонамерений его должны закрыть вместе (или вместо) Макаренко, который, таким образом, получает шанс на смягчение статьи. Ведь нарушал он закон не по собственной воле, а под давлением свыше.

Но Турчинов, ссылаясь на Конституцию, амнезию, политические преследования, 10 заповедей и прочее, не конкретизирует и не расшифровывает, что он хотел сказать. Потому и гуляет на свободе. А Макаренко с Диденко сидят в СИЗО, в некомфортных условиях, и сражаются в шахматы с коррупционным судьей Зварычем.

По мнению юристов, если Турчинов будет и дальше страдать забывчивостью, его и Тимошенко тюрьма может обойти стороной. А вот горемыке Макаренко ст.367 ч.2 УК (служебная халатность) могут переквалифицировать на ст.191 ч.5 (растрата имущества в особо крупных размерах путем злоупотребления служебным положением). А это совсем другой срок…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам