Давос-2013: Медведев, Кэмерон и мы в сторонке

Нынешний форум в Давосе совпал по времени с сенсационным заявлением британского премьера Дэвида Кэмерона о том, что в ближайшие годы Великобритания может покинуть Евросоюз. Если за это проголосуют граждане страны на референдуме. Еще одной изюминкой форума стало заявление российского премьера Дмитрия Медведева о смене стратегических приоритетов. Украина в сутолоке всемирной интеллектуальной пирушки пока себя не проявила. Мы – скромные гости на чужом банкете…
В кулуарах высокогорного швейцарского курорта, где богатые и знаменитые традиционно обсуждают судьбы мира (не меняя их, впрочем), по слухам, уже появилась новая анекдотическая картинка будущего. Европейский Союз после 2020 года: Великобритания вышла, стукнув дверью. Греция обанкротилась. Румыния, Болгария и прочие «бедные родственники» сгрудились в углу, ожидая, когда им что-нибудь дадут. Россия стоит на пороге и умывается нефтью. А Франция с Германией вступили в Таможенный союз, чтобы не кормить Украину.

Вообще, роль России на нынешнем Всемирном экономическом форуме более заметна, чем на всех предыдущих. Достаточно сказать, что первый день Давоса был посвящен России. Эксперты приготовили три возможных сценария развития страны в ближайшее десятилетие. Еще один представил премьер Дмитрий Медведев. И хотя сценарии назвали пессимистическими, они не предвещали ничего ужасного. Просто настроение участников форума в этом году невеселое.

Общий тон дискуссии задал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Накануне он официально пообещал провести референдум по вопросу членства страны в Евросоюзе. Соответствующее заявление он сделал в среду в своей программной речи, посвященной отношениям Великобритании и объединенной Европы.

По словам британского премьера, он вынесет вопрос о дальнейшем участии Великобритании в ЕС на всенародное голосование при условии, что его партия выиграет парламентские выборы 2015 года.

Кэмерон подчеркнул, что сам он не желает выхода страны из Евросоюза, однако для того чтобы Великобритания оставалась активным участником ЕС, организация должна становиться более конкурентоспособной и эффективной. «ЕС должен быть способен действовать со скоростью и гибкостью, присущими сети, а не как громоздкий и инертный механизм», – цитируют Кэмерона информационные агентства.

По словам британского премьера, он вынесет вопрос о дальнейшем участии Великобритании в ЕС на всенародное голосование при условии, что его партия выиграет парламентские выборы 2015 года

Надо сказать, что это не первое заявление хозяина Даунинг Стрит такого рода. Ранее британский премьер заявил, что Великобритания выйдет из состава Евросоюза, если власти ЕС не согласятся на изменение формулы участия королевства в сообществе. По словам Кэмерона, сейчас главными проблемами ЕС являются экономический кризис еврозоны, недостаточная конкурентоспособность и значительное снижение общественной поддержки идеи федеративной Европы. "Если статус-кво сохранится, существует опасность того, что европейский проект может провалиться, – отмечается в выступлении. – Игнорирование существующих проблем заставит британцев двигаться в сторону выхода из Евросоюза".

Согласно социологическим опросам, если бы референдум по вопросу о дальнейшем нахождении Соединенного Королевства в составе ЕС проходил завтра, «против» высказались бы 51% британцев. При этом еще 11 лет назад за членство в сообществе выступало подавляющее большинство жителей страны – 68%. Поэтому сказанное Кэмероном накануне форума – это вовсе не реплика ради красного словца. Речь можно считать знаковой и даже эпохальной. Она давно и основательно готовилась и несколько раз переносилась (видимо, пиарщики Кэмерона выбирали удачный момент для провозглашения исторического заявления).

В частности, есть информация, что речь премьера откладывалась с осени прошлого года; последний раз обращение было отменено 18 января: Кэмерон был вынужден отказаться от поездки в Гаагу, где его речь должен был слушать нидерландский премьер Марк Рютте, и остаться в Лондоне, чтобы контролировать операцию по освобождению заложников в Алжире (среди захваченных исламистами были и англичане).

Аналитики говорят, что после сказанного отступать премьеру некуда, и следующую избирательную кампанию он проведет под лозунгом европейской деинтеграции. В этом плане предстоящий референдум задуман как инструмент, прибавляющий очков консерваторам, которых репрезентует Кэмерон. Не случайно The Guardian еще до премьерской речи говорила о высоких шансах его партии на предстоящих выборах.

Очень кстати для английского правящего политикума оказалась и площадка нынешнего форума в Давосе, с которой премьер-министр самого влиятельного в мире королевства постарался разъяснить свою позицию. «Будущий референдум по вопросу членства Великобритании в Европейском Союзе не означает, что Лондон поворачивается спиной к Европе, – пояснил он вчера. – Скорее наоборот – речь идет о том, как нам сделать Европу более конкурентоспособной, открытой, гибкой и как нам сохранить в ней место Великобритании».

Впрочем, все отнеслись к этой части спича как к вынужденному дипломатическому реверансу. Более интересной была другая часть, посвященная транснациональным компаниям. Кэмерон довольно резко призвал руководителей компаний не уклоняться от уплаты налогов. И добавил, что Великобритания, будучи президентом Большой восьмерки, воспользуется этой возможностью, чтобы выступить против любого ухода от налогов.

Российский премьер спокойно выслушал презентацию всех трех пессимистических сценариев и уверенно заявил, что «Россия не потерпит крах, если упадут цены на нефть. Наше будущее – не экспорт газа, а производство, экспорт продовольствия и услуг

«Слишком много компаний злоупотребляет налоговой оптимизацией. Великобритания объявила охоту на транснациональные корпорации, такие как Starbucks, Google или Amazon, которые подозреваются в обходе налогового законодательства в Европе. Когда вы видите, как некоторые компании уходят от налогов, это крайне негативно сказывается на уровне общественного доверия», – заявил он.

В прошлом месяце Великобритания запустила масштабную кампанию против тех, кто обходит налоговое законодательство, надеясь таким образом возвращать в бюджет 2 млрд. фунтов стерлингов (2,4 млрд. евро) в год. Иностранные группы на территории Великобритании, в частности американские, несмотря на миллиардные прибыли, заработанные на территории Объединенного Королевства, либо не платят налог на прибыль вообще, либо выплаты составляют незначительные суммы, благодаря бухгалтерским махинациям.

Аналитики предполагают, что фискальная атака Кэмерона на крупный бизнес вызовет неудовольствие столпов Уолл-Стрита, работающих в Лондоне, и может повлиять на позицию Белого дома по ключевым вопросам взаимоотношений с Британией. Косвенным подтверждением этого тезиса уже стала реакция официального представителя вашингтонской администрации Джея Карни, осторожно раскритиковавшего идею Англии отодвинуться от Европейского Союза.

Впрочем, другие аналитики говорят, что Кэмерон склонен к острым высказываниям, но это вовсе не означает его радикализма как политика. На прошлогоднем форуме в Давосе он ошарашил всех полемикой с канцлером Германии Ангелой Меркель и тогдашним президентом Франции Николя Саркози. Напомню, что Меркель, выступая накануне, высказалась за создание в ЕС дополнительных политических структур, которые гарантировали бы надлежащее функционирование евро. При этом раскритиковав призывы к увеличению Европейского фонда финансовой стабильности.

За это и уцепился Кэмерон. В своей речи он заявил, что Германия предпринимает недостаточно действий для «спасения европейской экономики». И такая политика приводит к затягиванию долгового кризиса. Как пишет The Financial Times, Кэмерон отметил, что лидеры еврозоны «все еще находятся далеко от решений, которые могли бы прекратить кризис». А введение налога на транзакции банков прямо назвал «простым сумасшествием».

Тогда это сочли политическим хамством и ждали, пока сильные мира сего подерутся. Но дальше дипломатической полемики развитие событий не зашло. Отношения между ведущими странами Евросоюза остались такими же противоречивыми, но тесными, благодаря экономическим контактам. Старый Свет не смог внести коррективы в свою планомерную стагнацию. И не нашел, чем удивить широкую аудиторию в этом году (за исключением сенсационного заявления Кэмерона накануне форума).

Зато удивил всех Дмитрий Медведев. Российский премьер спокойно выслушал презентацию всех трех пессимистических сценариев и уверенно заявил, что «Россия не потерпит крах, если упадут цены на нефть. Наше будущее – не экспорт газа, а производство, экспорт продовольствия и услуг. ЕС нужно перейти к более тесному сотрудничеству и отмене виз».

Насчет отмены виз – это, конечно, далекое будущее. Но заявка на смену приоритетов – продовольствие, технологии и услуги взамен энергоносителей – насторожили присутствующих. Россия опять готовится к чему-то, о чем Европа не догадывается? А что же Украина? Ах да, Украина. Ну, по поводу Украины шутят, что, если мы войдем в ЕС, Германия и Франция выйдут, чтобы не разориться на дотациях. И пока больше ничего. Может, в следующем году мы сумеем озадачить, как Россия, или обратить на себя внимание, как Великобритания. Пока мы лишь скромные гости на чужом богатом пиру…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам