Стратегия выживания: добыть кредиты, потерять торговлю

Визит временного премьера Арсения Яценюка в США омрачился неожиданно грустным прогнозом JP Morgan по перспективам ВВП Украины в 2014 году. По его мнению, вместо ожидавшегося раньше роста на 0,5% нас ждет спад на 3,2%. Учитывая, что по итогам прошлого года мы вышли на ноль роста, это означает резкий уход в минус. Поэтому вся надежда на лучшее сводится к размерам оперативной финансовой помощи Запада Украине. О чем собственно и едет договариваться Яценюк. Ключевой момент переговоров – позиция МВФ. Еврокомиссия уже заявила, что не даст денег до подписания новой кредитной программы с Фондом…
Как и Украина, чье население делится на «пророссийское» и «проевропейское», так и Россия четко позиционируется на «западников» и «русофилов». Особенно это заметно у москвичей. Первые составляют социальную базу «белоленточников», ходят во французские кафе «Жан Жак» и рестораны Вильяма Ламберти, критикуют коррупцию и стараются оградить свое потомство от армейской службы. Вторые выбирают заведения типа «Сударь» (для богатых) и «Теремок» для бедных, верят Путину, посещают церковную службу и раздражаются исключительно наплывом «гастарбайтеров» в Москву.

Это две очень разные России, каждая из которых права по-своему, отстаивая противоположные по идеологии взгляды. Но почти всех объединяет чувство тревоги за будущее и память о страхах и унижениях лихих 90-х, которые в Москве, заполненной чеченцами, юными инвалидами первой кавказской войны и нуворишами вроде молодой Тимошенко, были более ощутимыми, чем у нас.

Поэтому, комментируя прогноз американского инвестиционного банка, крупнейшего и влиятельнейшего в финансовой сфере, о том, что Украину ждет, по сути, экономический крах, никто из моих российских собеседников не злорадствовал.

По словам местных аналитиков, еще в декабре они не сомневались в том, что официальный прогноз предыдущего правительства на этот год – рост 3% – нереален. Более того, у них не было уверенности, что итоги ВВП за 2013 год по версии нашего Госстата (т.е. нулевой рост) – это не завышенный показатель.

Это две очень разные России, каждая из которых права по-своему, отстаивая противоположные по идеологии взгляды. Но почти всех объединяет чувство тревоги за будущее и память о страхах и унижениях лихих 90-х, которые в Москве

«По нашим подсчетам, прошлый год вы тоже завершили в минусе на уровне 1,7-1,9%», – сказал в частной беседе представитель одной из крупных инвестиционных компаний России. В то же время он не согласился с выводами JP Morgan, что причиной падения стали трехмесячные акции протеста, проблемы в госбюджете и ввод иностранных войск.

«Крым – это фактор последнего времени, он еще не успел отразиться на статистике, – считает эксперт. – Акции протеста, безусловно, повлияли, но они же и дали рост сектору розничной торговли – на 9,5%. Это почти полностью связано с обеспечением Майдана и продовольственной паникой. Упало строительство на 14,5%, поскольку всем стало сразу не до покупки квартир, и промышленность на 5%. Такой небольшой показатель связан с тем, что основные производственные мощности были удалены от мест революционных событий. Ну, и к тому же есть понятие инерции: нельзя резко остановить технологический процесс, есть подписанные ранее контракты. Думаю, сейчас падение промышленности будет намного более значительным. Наконец, самая позитивная новость – сельское хозяйство выдержало стресс и вышло на прирост в 14%. Так что проблем с продовольствием у вас не будет. Напротив, может быть проблема со сбытом и перепроизводством, ввиду того, что российский рынок в значительной степени будет закрыт для украинских товаров».

Любопытно, что у российских инвестиционщиков, относящих себя к «фракции западников», больше оптимизма в отношении ближайших перспектив Украины, чем России. Несмотря на то, что они располагают и еще более мрачными прогнозами независимых банковских структур, которые (прежде всего, европейские) предсказывают нам падение ВВП в 2014 году свыше 7% (!).

«Ничего страшного в этом нет, – говорит мой собеседник, – в 2009 году на фоне кризиса ваш ВВП рухнул на 14,8%. Но в итоге Украина как-то выжила. Очевидно, что у нее есть шанс, как это было после «оранжевой революции», получить целый ряд преференций от Запада. Тогда она не сумела ими распорядиться. Может, со второго раза у вас выйдет лучше».

В то же время, отмечают россияне, Россия наоборот вступает в полосу экономической и политической изоляции. «Нам будет очень трудно сохранить инвестиции и партнерство с Западом в этих условиях. Мне постоянно звонят клиенты и спрашивают, что им делать, если западные банки перестанут выдавать российским гражданам вклады, коммерческие трансакции будут тормозиться, а доступ к частной собственности в Европе и США перекрыт отменой виз», – говорит представитель инвестиционной компании, допивая свой кофе «Старбакс» в одной из многочисленных американских кофеен Москвы.

В то же время, отмечают россияне, Россия наоборот вступает в полосу экономической и политической изоляции. «Нам будет очень трудно сохранить инвестиции и партнерство с Западом в этих условиях

Впрочем, тут есть и другое мнение. И люди, которое его высказывают, не менее успешны и умны, чем их коллеги, процитированные выше. «Меня очень повеселило замечание одного нашего комментатора, который восхищался безупречным английским произношением вашего Арсения Яценюка и ставил его в пример российским чиновникам. Я сказал ему, что в России каждый третий чиновник говорит по-английски, но это ничего не означает. Киса Воробьянинов тоже просил милостыню на нескольких языках. Это собственно то, чем занимается сейчас Украина», – заметил в частной беседе представитель еще одной известной российской финансовой корпорации.

Он говорит, что его специалисты уже анализировали первые шаги новой украинской власти на экономическом поприще. И пришли к выводу, что, несмотря на задекларированную готовность идти на любые уступки МВФ в части тарифов на газ или сокращения бюджетных расходов, конфликт с бизнесом неизбежен и надвигается со скоростью урагана.

«Украинская пресса, занятая подсчетом обещанной финансовой помощи, как-то упустила тот факт, что новая правительственная команда вернулась к идее возмещения НДС модифицированными финансовыми векселями. Хотя ранее они критиковали своих предшественников (финансовый блок бывшего Кабмина) за непрозрачные вексельные схемы, – отмечает мой собеседник. – Более того, в феврале возмещение НДС резко упало. В поведении Украины просматривается попытка, не объявляя дефолта, уклониться от выполнения обязательств по займам. Как государственных, так и частных. Сейчас мы слышим о том, например, что с Россией договора недействительны, и долги России можно не отдавать. В том числе и частному бизнесу (банкам), выкупавшим евробонды.

Но не секрет, что российские структуры, которые выкупали евробонды, как правило, являются не национальными по своему капиталу, а транснациональными. Таким образом, пытаясь «кинуть» российских держателей евробондов, новая команда может серьезно задеть американские или европейские компании, являющиеся материнскими структурами инвестиционных фондов».

Именно этими факторами московские финансовые аналитики объясняют неспешность, с которой Запад на практике выдает нам помощь, обещанную на словах. Точнее, еще не выдает. Как заявил вице-президент Европейской комиссии Олли Рен, первый транш финпомощи Украине со стороны Евросоюза поступит только тогда, когда власти договорятся о новой кредитной программе с Международным валютным фондом.

Именно этими факторами московские финансовые аналитики объясняют неспешность, с которой Запад на практике выдает нам помощь, обещанную на словах. Точнее, еще не выдает. Как заявил вице-президент Европейской комиссии Олли Рен, первый транш финпомощи Украине со стороны Евросоюза поступит только тогда, когда власти договорятся с МВФ

«Один из наших каналов помощи – это макроэкономическая помощь объемом в 1,6 млрд. евро в поддержку стабилизации и реформирования экономики. Первый транш этой помощи мог бы быть немедленно выделен, как только будет заключено соглашение с МВФ и как только Украина начнет серьезные экономические реформы», – заявил Рен.

Согласитесь, что эти слова несколько контрастируют с заявлением Арсения Яценюка, что ЕС подарит Украине $2 млрд. Точно так же не стоит впадать в эйфорию от решения Еврокомиссии в одностороннем порядке снизить таможенные пошлины на украинские товары. Сейчас это должны окончательно утвердить в Совете Евросоюза и Европарламенте.

Суть преференции заключается в том, чтобы не ждать создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной и заранее внедрить раздел о тарифах с помощью торговых преференций. В частности, речь идет о том, что Европа в одностороннем порядке готова уменьшать или устранять таможенные пошлины на товары, произведенные в Украине, но только ограниченный период времени – до 1 ноября 2014 года. Потом будет подписано и начнет действовать Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.

На первый взгляд, Брюссель делает Киеву царский подарок. Посудите сами – все существующие тарифы на промышленные товары будут немедленно сняты с 94,7% продукции. Для оставшихся видов товаров (некоторые химические продукты и др.) тарифы будут снижены. В отношении сельскохозяйственных товаров и продуктов питания львиной доле экспорта будут предоставлены немедленные и неограниченные преференции, а для оставшейся части предусмотрены беспошлинные тарифные квоты. Но, как известно, дьявол прячется в мелочах.

Как поясняют специалисты, воспользоваться льготами смогут преимущественно те экспортеры, которые уже и так работают на европейский рынок. Да, таможенные налоги убрали, но сертификацию никто не отменял, а львиная доля украинской продукции не сертифицирована для европейского рынка. Агрокомпании, поставлявшие зерновые в Европу, безусловно, выиграют. Но в своей массе это совместные предприятия с транснациональным капиталом. И вопрос, где они платят базовые налоги – в Украине или в Европе, – здесь является ключевым.

Но не это важно. Все понимают, что европейские льготы – это компенсация Украине потерь от сокращения торговли с Россией. На снижении тарифов украинские экспортеры, по подсчетам европейцев, сэкономят порядка 500 млн. евро, из которых почти 400 млн. евро приходится на аграрный сектор. При этом только в январе Россия сократила импорт украинских товаров более чем на треть, до $698,3 млн. Если такая динамика сохраниться, то в 2014-м Россия купит украинских товаров не более, чем на $8,5 млрд. В то время как в не самом удачном для взаимной торговли 2013 году украинский экспорт в Россию составил $15,1 млрд. Это к вопросу о потерях и приобретениях на пути перехода к целенаправленной евроинтеграции.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам