Ощущение войны

В аэропорту «Киев» московские рейсы встречают… автоматчики. На случай, если десант российских террористов прибудет рейсовым самолетом. Но самолетами из Москвы летят в основном грустные заробитчане. Они становятся добычей бдительной таможни. Лиц преуспевающего вида ждет на паспортном контроле другая «засада»: список тех, кому запрещен въезд из России, – огромен, на сверку уходит время. Глядя на все это, понимаешь, что мы с Россией воюем в разных плоскостях: она рассматривает Крым как политический проект, а войну – как информационную. Мы же, поверив их и своей пропаганде, пытаемся воевать по-настоящему.
Честно говоря, перед въездом в Россию я волновалась больше, чем возвращаясь домой. У меня не было приглашения, а все кругом только и пишут, что без приглашения украинцев в Россию не впускают. Поэтому я подготовилась, как зубрилка к экзамену: билет и туда и обратно (одним листом), медицинская страховка, наличные, выписка с карточного счета. Весь этот джентльменский набор веских аргументов впустить меня в столицу РФ я совала в окошко паспортного контроля в аэропорту «Внуково». Совала до тех пор, пока женщина в окошке, что-то переписывая с моего паспорта, не сказала: «Да успокойтесь вы наконец!». И я успокоилась.

Конечно, можно считать, что мне повезло. В прошлый раз я летела в самолете, плотно набитом теми, кого «завернули». По виду это были наши трудяги, которых Россия не пустила к себе на заработки. Рассказывали также о трудностях вылета из «Шереметьево» нескольких самолетов. Их задерживали и проверяли. У нас дольше обычного проверяли багаж. Но ни повышенного внимания таможни, ни каких-то «изысков» на паспортном контроле не наблюдалось. Вообще, складывалось впечатление, что где-то на среднем уровне российский персонал перестарался, начальству вправили мозги. И «паспортники» находились еще под впечатлением свежих указаний быть лояльными.

Впрочем, повод напрягаться у меня был. Время приезда совпало с обменом арестами в Украине и России. 22 марта в Одессе задержали вице-президента федерации «Киокушинкай Каратэ Уния Украины» Юрия Танклевского. Танклевский – глава организации «Щит Отчизны», ветеран боевых действий в Афганистане, обладатель доброго десятка спортивных должностей и званий. Он был арестован при выходе из спортзала школы №62 на проспекте Шевченко бойцами киевского спецподразделения «Альфа».

22 марта в Одессе задержали вице-президента федерации «Киокушинкай Каратэ Уния Украины» Юрия Танклевского. Танклевский – глава организации «Щит Отчизны», ветеран боевых действий в Афганистане, обладатель доброго десятка спортивных должностей и званий. Он был арестован при выходе из спортзала школы №62 на проспекте Шевченко бойцами киевского спецподразделения «Альфа»

Официально в СБУ задержание Танклевского не комментируют, однако, как пишут «Вести», одессита подозревают в подготовке восстания против действующей власти и реализации крымского сценария на территории региона. Друзья Танклевского подтверждают, что он занимал активную гражданскую позицию и прослыл человеком пророссийских убеждений. Позднее появилась информация, что в Одессе задержали предполагаемого главаря диверсионной группы.

В ответ 27 марта в Подмосковье полиция задержала украинца с «большим количеством оружия и боеприпасов», подозреваемого в «подготовке диверсионных акций». Об этом сообщил «Коммерсант-Online». Прокуратура официально заявила, что задержанный прибыл в Россию для организации так называемой «партизанской войны».

Наши решили нанести ответный удар и 31 марта взяли нового российского шпиона на лавочке в центре Киева. Как следует из официального видеосообщения СБУ, речь идет об Олеге Бахтиярове, одном из лидеров Евразийского союза молодежи.

По версии наших спецслужб, россиянин собрал группу из 200 человек, готовых штурмовать здание Верховной Рады, Кабмина и чего-то еще. Пообещав каждому участнику штурма по 500 баксов, он обеспечил провокаторов «коктейлями Молотова» и битами, а также раздвижными лестницами и иным снаряжением для штурма. Освещать провокацию Бахтияров пригласил представителей нескольких российских телеканалов.

Сам Бахтияров опроверг сообщение о своем аресте и заявил, что его просто выслали из Украины. Он говорит, что речь шла об организации протестной акции. «Ну, вы знаете, предъявить мне обвинение – это сложно. Я сидел на скамейке и хотел пронаблюдать, как все это будет происходить. Статуса никакого нет. Но когда мы столкнулись со Службой безопасности Украины, в общем, то здесь были возможны варианты. Возможный вариант начать всю эту тягомотину: по вызовам, так сказать, по допросам», – рассказал Бахтияров. Он утверждает, что достиг с СБУ соглашения: до 25 мая покинуть Украину.

Кстати, то, что большое количество народа числится в списках невыездных или невъездных, просматривается уже на паспортном контроле в аэропортах. При мне с ходу завернули несколько человек, прибывших рейсом из Москвы. Кого-то пустили, извинившись и сообщив, что произошла ошибка, фамилия совпала с персоной нон-грата, кого-то тормознули для более детального «исследования».

Помимо строителей, водителей и паковщиков московских супермаркетов, домой потянулись высокооплачиваемые топ-менеджеры, сокращенные в коммерческих структурах, и дипломаты из посольства, которое практически закрывается и сводится до формата крошечного формального диппредставительства

Тут же весело резвилась таможня, тщательно проверяя сумки заробитчан, возвращавшихся из России. Понятно, если люди месяцы или годы жили за границей, обосновались там, работали, имели какой-то быт, у них накопилось множество вещей. Плюс к этому деньги, которые они заработали и везли домой. И вот все это просвечивается, проверяется, выворачивается наружу. Как по мне – двойной удар по своим же гражданам, оставшимся без работы ввиду геополитической игры. Им и так фигово – не знают, как жить дальше. А тут еще и родина-мать встречает своих детей, как при Сталине встречали пленных…

К слову о возвращающихся в Украину из России. Помимо строителей, водителей и паковщиков московских супермаркетов, домой потянулись высокооплачиваемые топ-менеджеры, сокращенные в коммерческих структурах, и дипломаты из посольства, которое практически закрывается и сводится до формата крошечного формального диппредставительства.

Точно так же, когда я летела в Москву, со мной в самолете было довольно много российских менеджеров. Они отправлялись в обратном направлении, кто временно, кто насовсем. В отличие от украинцев в России, русские в Украине не обосновываются в своей массе, а просто работают. В Киеве практически нет русскоязычных школ для их детей. И меньше всякого рода интеллектуальных развлечений (выставок, концертов, театральных постановок мирового уровня) для их «продвинутых» жен. Поэтому они каждую неделю летали к семьям на уик-энд. При цене билета на самолет в 600 грн. и московских зарплатах это было в порядке вещей.

Для украинцев, работавших в России, а особенно в Москве, это более серьезный удар. Они пытались в России не только зарабатывать, но и жить. Забирали детей, жен, родственников, самые высокооплачиваемые «заробитчане» строили дома.

Я поговорила с татарином, который в Москве управлял сетью ресторанов. Он успел привезти в Москву жену и троих детей. Дети ходили в школу, жена обустраивала быт. Уволиться его заставили родственники, на которых в свою очередь давит та часть руководства Меджлиса, которая заточена под Киев. Что он будет делать в Крыму – непонятно. В других городах Украины его тоже ничего не ждет. Мужчина в полной растерянности.

«В России я был украинским гражданином, высокооплачиваемым наемным специалистом, – жаловался он. – Часто ездил отдыхать и по работе за границу. Показал детям Европу. В Крыму мне со временем придется, может быть, взять российский паспорт. Визу мне уже не дадут. В Европу не попаду, зарплаты высокой не будет. На работе сказали: «уходишь – не возвращайся» и тут же взяли на мое место другого человека, тоже татарина…».

Огромным потоком в Украину движется армия неплохо обеспеченных людей, с женами, детьми, сумками, чемоданами, колясками, памперсами, выходными костюмами, подаренным во время дипобмена или деловых контактов элитным бухлом (русские других подарков партнерам просто не дарят) и даже маленькими собачками

Он специально полетел самолетом, чтобы прибыть раньше и встретить на вокзале жену с детьми и кучей барахла. Его семья оказалась в потоке других «выезженцев», которые сейчас перемещаются из России в Украину. Это сотни и тысячи людей. Впервые за многие годы билеты на СВ из Москвы (по $200 каждый!) стали дефицитом. Поезда набиты домашним хламом доверху. Плацкартные вагоны выкупают для перевозки вещей целиком.

Огромным потоком в Украину движется армия неплохо обеспеченных людей, с женами, детьми, сумками, чемоданами, колясками, памперсами, выходными костюмами, подаренным во время дипобмена или деловых контактов элитным бухлом (русские других подарков партнерам просто не дарят) и даже маленькими собачками. Такое впечатление, что разгромили Елисейский дворец и из него выбралась толпа «погорельцев», которые пытаются унести самое жизненно важное для них. Но что они будут делать тут, в условиях коматозной экономики?

Впрочем, все это – лирика. Реальность же такова, что бизнес вынужденно разрывает налаженные связи. Российские сети, которые присутствовали у нас во всех сферах, будут уходить. Это очевидно.

Кто придет на пустое место? Европейцы? Сомневаюсь. Как минимум, в товарном сегменте. В Москве европейских и американских товаров (чего у нас нет в принципе) – завались. Столько же, сколько у нас китайского барахла. Причина не только в том, что их рынок более платежеспособный и может проглотить более дорогую априори продукцию. Просто у нас все забито «пиратскими копиями». А у них так было, пока олигарх Тельман Исмаилов контролировал знаменитую «Черкизону» с ее контрабандным трафиком и подземными пошивочными мастерскими.

Но в какой-то момент, как рассказали мне менеджеры модной испанской сети, европейские бизнес-ассоциации объяснили Путину, что в Россию не будет поставок качественных оригинальных товаров, пока он не уберет китайские подделки. И Путин жестко выжег «Черкизону» каленым железом. После чего западные товары пришли на российский рынок в огромном количестве. Нам же выдворить отсюда китайцев с их подделками ни духу, ни силы не хватит. И они, скорее всего, заполнят пустоты, оставленные русскими. В этом разница между империей и провинцией.

Такая же разница и в наших стратегиях. Россия – регулярно и профессионально воюющая страна. Она выиграла чеченскую кампанию, выбила грузин из Южной Осетии, взяли шефство над Абхазией и Приднестровьем. Сейчас ведет перманентную борьбу с террористами. У нее есть опыт, есть специалисты, и есть понимание опасности. Кругом – рамки металлоискателей в торговых центрах, театрах, гостиницах и ресторанах. В метро – камни памяти о погибших в террактах и постоянные напоминания по громкоговорителю: не трогать подозрительные предметы.

Короче говоря, Россия знает, что такое война, кровавая и бескровная. Она четко отличает реальную военную кампанию от «фантома». Политический проект от военного. Крым – это политический проект, а не военный. Его отжали без единого выстрела на поражение, потому что так было задумано. «Зеленые человечки» – физзащита, репортажи по телевидению о «фашистах из «Правого сектора» и бандеровцах, захвативших власть» – информационный проект устрашения мордовского телезрителя. Очень доходчивый с учетом специфики аудитории. Московская интеллигенция все это понимает и смотрит «Дождь». Или НТВ.

А наши политики, похоже, не понимают. Они занимают место на диване с мордовскими крестьянами и с ужасом смотрят российскую официальную пропаганду, прямую как угол дома и тупую как валенок, постепенно утверждаясь во мнении, что нас собираются захватывать и порабощать злобные агрессоры.

В итоге получился парадокс: они завершили проект присоединения Крыма и пошли дальше, по пути административной и экономической унификации полуострова с остальной частью России. А мы вырыли окопы, сидим, ждем нападения. Попутно пытаемся заигрывать с потенциальными захватчиками, ищем их поддержки на выборах. И живем с каким-то перманентным ощущением войны. Как написала мне знакомая в Facebook, о войне говорят даже блондинки в метро. Эта разница в том, что русские уже отвоевались, а мы только вошли во вкус, особенно разительно чувствуется в аэропорту. Когда прилетаешь из другой страны, куда въезжал с опаской, но, как оказалось, опасался зря, в свою страну, где все должно быть своим и приятным, и она встречает тебя молодыми, симпатичными… автоматчиками. Здравствуй, родина, я дома…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам