Экономические хроники. Кое-что о коммунальных тарифах

Война войной, а экономика по расписанию. После окончания антитеррористической операции на востоке Украины новая власть (если она останется) подарит населению повышение тарифов на коммунальные услуги. Если гривна рухнула из-за «предвоенной ситуации», то с тарифами мы, наконец-то, прогнулись перед МВФ. Но это только по официальной версии. Независимые эксперты говорят, что правительственная команда задумала многоходовку. Как ей (команде) кажется…
Все-таки не поднялась рука премьера Арсения Яценюка запустить повышение цен на газ для населения до выборов. Щекотливый момент появления новых цифр в платежках перенесли с 1 апреля на 1 мая (чтобы «письма счастья» пришли уже ПОСЛЕ голосования). Но зато повышение ожидается масштабное – без всяких предварительных «раскачек», сразу на 73%. Тарифы на тепло вырастут на 40%, но с 1 июля, на горячую воду – тоже с июля в среднем на 28%, в зависимости от региона.

Народ тщательно проинформирован, что это вынужденная мера – базовое требование МВФ, поэтому не сильно ропщет. Да и что тут роптать. Сами хотели перемен, евроинтеграции и всякого рода занимательных реформ. На Майдан никто силой не гнал. Ну, так чего уж тут…

Тем более что правительство обещает, что все неплатежеспособные граждане получают субсидии. Так, в Кабмине заявили, что число получателей субсидии вырастет в 4,5 раза. То есть, если сейчас это больше миллиона домохозяйств, то будет около 5 млн. Соответственно автоматически вырастут и затраты на компенсацию повышения тарифов.

Формально – это именно то, чего хочет МВФ, который на субсидии малообеспеченным согласился. На самом деле, требования МВФ шире, и они не случайно включают реформу «Нефтегаза». Дело в том, что газовая отрасль – очень специфическая штука. И не только потому, что мы импортируем стратегический энергоресурс у своего теперь уже главного политического и чуть ли не военного противника. Вопрос в том, кто этот ресурс реально контролирует на нашей территории.

«Нефтегаз»? Нет. Он только заводит газ из России, продает его через дочернюю компанию облгазам, а они реализуют промышленным потребителям и населению по цене, регулируемой НКРЭ (для коммунального сектора). Дальше облгазы продают голубое топливо предприятиям теплокоммунэнерго, ну а те – населению.

Народ тщательно проинформирован, что это вынужденная мера – базовое требование МВФ, поэтому не сильно ропщет. Да и что тут роптать. Сами хотели перемен, евроинтеграции и всякого рода занимательных реформ. На Майдан никто силой не гнал. Ну, так чего уж тут…

Посмотрите в своих платежках, кому вы платите. Нижнему звену – местному коммунэнерго. Те отправляют деньги облгазам, облгазы рассчитываются с «Нефтегазом». Население в большинстве своем платит исправно, но деньги наверх доходят как-то странно: чем выше адресат, тем больше «дыра». Как известно, «Нефтегаз» – это вообще хронический банкрот, просто не оформленный как полагается.

Версия всех правительств: беды «Нефтегаза» от того, что население платит по заниженным тарифам. Версия экспертов отрасли: «собака порылась» в схеме распределения ресурса и получении дотаций. Облгазы – частные, теплокоммунэнерго то ли частные, то ли муниципальные, но, по сути, все равно не государственные (в последнем случае они «частные» для власти на местах).

До недавнего времени собственники облгазов и теплокоммунэнерго были в самом выгодном положении, поскольку именно к ним приходили бюджетные дотации. Вне зависимости от того, на сколько процентов рассчиталось население и что заработал «Нефтегаз», у них всегда была гарантированная «копейка» из бюджета. В общей сложности выходило 10 млрд. грн.

Поскольку отрасль не реформируют, а лишь повышают тарифы, эта цифра автоматически должна перекочевать в карманы получателей субсидий. Другими словами – прийти к населению. Оно (население), по идее, должно дисциплинировано платить по новым тарифам, чтобы получать субсидии и дальше. Облгазы теоретически получают все сполна. И отдают наверх – в «Нефтегаз». Последний на этой почве выходит из состояния вечного неофициального банкротства, и МВФ радостно хлопает в ладоши: эксперимент удался.

Таким образом, как правильно заметил руководитель проекта «Соглашение мэров – восток» Святослав Павлюк, «если говорить о тарифах на газ, то они не поднимаются. Газ сколько стоил, столько практически и стоит. Меняется схема субсидирования правительством газа для населения».

Да, меняется. И не столько схема субсидирования, сколько концепция, кому компенсировать заниженный тариф. Было – энергобизнесу, стало – населению. Но это – теория. Практика несколько отличается от того, что начертало себе правительство и его западные консультанты-идеалисты.

Начнем с того, что больше других от повышения цен пострадает сельское население, которое обогревает дома газом. Как отметил на круглом столе в РИА «Новости – Украина» директор "Института города" Александр Сергиенко, для таких семей средний расход при новой стоимости газа за отопительный сезон будет уже не 1800 грн., а 3000 грн. Проблема в том, что это самая уязвимая часть населения и в плане получения субсидий. По существующим правилам субсидии не назначаются тем, у кого есть земельные паи. А земельные паи, как правило, есть у всех селян. Или почти всех.

Сразу возникает логичный вопрос: кто у нас контролирует облгазы? О, ба! Знакомые все лица! Или известный российский олигарх г-н Вексельберг, что несколько странно в условиях нынешних украино-российских отношений. Или не менее известный украинский, чью фамилию мы называть не будем, но к которому у Юлии Владимировны свои личные счеты

К тому же в селах туго с работой. Многие работают «в тени». И предоставить справки о доходе семьи для оформления субсидии не смогут. Еще минус сколько-то домохозяйств. Вполне вероятно, что они попытаются найти альтернативный источник собственного энергоснабжения. Дрова, например. Но некоторые просто начнут задерживать платежи за газ. Тем более что не всегда его технически можно перекрыть. Да к тому же, если это малообеспеченная сельская семья с кучей детей, и новая демократическая власть начнет ее прессовать на фоне общего п…ца… Непатриотично выйдет. Резонанс будет тот еще.

Короче говоря, сразу возникает прослойка потенциальных неплательщиков. Если внимательно смотреть по другим категориям населения, то подобных «конфигураций» можно насчитать дюжину. Все это – минус платежи. Первыми «попадают» теплоэнерго, затем облгазы, которые раньше получали бюджетные дотации и не зависели от «перепадов платежного настроения» народа.

Сразу возникает логичный вопрос: кто у нас контролирует облгазы? О, ба! Знакомые все лица! Или известный российский олигарх г-н Вексельберг, что несколько странно в условиях нынешних украино-российских отношений. Или не менее известный украинский, чью фамилию мы называть не будем, но к которому у Юлии Владимировны свои личные счеты. А основной массой коммунального добра владеют нелояльные к нынешней власти олигархи из Восточной Украины. Всем им большой привет. Все – попали. Особенно товарищи из России.

Между прочим, поговаривают, что тот олигарх, которого терпеть не может ЮВТ, уже давно не является реальным собственником облгазов. Он их переуступил «Газпрому». Тем более – «получи, фашист, гранату!». Сейчас наше население соберется с духом и вообще перестанет платить. По новым тарифам. Тем более что реально нечем.

Правда, эксперты, хорошо разбирающиеся в теме, говорят, что наказать «Газпром» и других игроков внутреннего рынка газа через повышение цен для населения будет сложно. Потому что они живут своей интересной жизнью, то ли неведомой правительству и его зарубежным консультантам, то ли нарочно ими не замечаемой.

Речь идет о так называемом неучтенном газе. По словам независимого эксперта Валентина Землянского, повышение тарифов для населения без реформирования газового рынка лишь увеличит суммы, которые разворовываются посредством коррупционных схем. Например, по советским нормам потребление газа на человека в месяц должно составлять 9,8 кубометра. Реальное потребление составляет около 3,5 кубометров (ввиду появления за последние десятилетия различных электроприборов и техники). Таким образом, поставщик ежегодно получает около 600 млн. кубометров неучтенного газа, который можно потом продать по промышленным тарифам. И это только один пример.

Как отмечают знатоки отрасли, вся газовая статистика у нас это одна большая «липа». Например, в среднем по балансу расход газа на коммунальные нужды составляет 17-18 млрд. кубометров в год. Но дело в том, что в Украине газифицировано только 80% городов и всего 30% сел. Это около 33 млн. человек реально проживающего населения. Максимальная норма потребления газа в месяц – 20 кубометров. В год – 240 кубометров. Перемножаем – получаем около 8 млрд. кубометров газа. А где еще 10 млрд. кубометров? То-то и оно…

Собеседники автора, досконально знающие ситуацию на газораспределительном рынке, заверяют, что если правительство и думает «ударить» по игрокам, контролирующим этот рынок, особенно с российской пропиской, то его ждет фиаско. Ибо опытные менеджеры энергетического сектора и коммунальной сферы тут же покажут такие убытки, что им не то что налоги нечем будет заплатить, придется еще тратить из бюджета деньги на скрытые дотации (в виде, скажем, восстановления аварийной инфраструктуры). Ну, а население за весь этот цирк заплатит. По новым тарифам. И у него отговорок «на бедность» не будет. В общем, за что боролись, на то и напоролись…

Продолжение темы следует.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам