Экономические хроники: прощание с тремя миллиардами

Сегодня в Киеве началась конференция, организованная Михаилом Ходорковским, под названием «Украина-Россия – диалог». Очевидно, что бывший российский политзаключенный №1 собирается делать на «украинском вопросе» личный пиар и рассматривает его как способ возвращения в политику. Но большую часть приглашенных на экономическую секцию конференции волнует другой вопрос: как остановить стремительное бегство капиталов из Украины и России, связанное с двусторонним конфликтом? Деньги, как известно, любят тишину, а раз покой нам только снится, их здесь не будет…
Ситуация с оттоком капиталов в Украине и России сходная, только масштабы резко отличаются. У нас инвестиций было, как кот наплакал, поэтому фактически ушло все, что было в финансовом (спекулятивном) секторе, и часть капиталов, которые удалось вывести из финансово-производственной сферы. Конечно, то, что вложено в активы и оборот предприятий, сразу вынуть трудно. Но работа над этим кипит. И счет операций с капиталом в платежном балансе Украины, по данным Нацбанка, пустеет на глазах.

Россия тоже теряет инвестиции. Причем в гораздо более значительных объемах, так как и заходило к ним на порядок больше. По словам их министра финансов Антона Силуанова, «основной причиной оттока капитала является неопределенность развития геополитической ситуации». Потому что из $63 млрд. оттока капитала в первом квартале 2014 года $20 млрд. пришлось на рост наличности на руках населения, а чистый отток капитала частного сектора составил $50,6 млрд.

Другой финансовый чиновник из России – глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин – отмечает, что структура оттока капитала в РФ сейчас напоминает ситуацию конца 2008 года. Правда, тогда деньги гнал за границу кризис и связанная с ним паника, а сейчас опасение ответной «национализации зарубежных инвестиций» в случае, если американцы пойдут на такой шаг по отношению к российским деньгам, вложенным в США и Европе.

Впрочем, громко радоваться проблемам русских нам не стоит, ибо, как правильно говорят специалисты, «только дилетанты могут думать, что, уничтожив банки с русским капиталом, они накажут Путина». По словам известного финансового аналитика Александра Охрименко, скорее наоборот, они накажут украинцев. «В данный момент основными пассивами банков c российскими капиталами являются вклады украинцев. Именно они в первую очередь пострадают от проблем с банками. Доля активов банков с русским капиталом – 11% всей банковской системы Украины. Доля межбанковских кредитов – 20%. Общая сумма депозитов физлиц в банках с российским капиталом около 42 млрд. грн.», – отмечает он.

Впрочем, громко радоваться проблемам русских нам не стоит, ибо, как правильно говорят специалисты, «только дилетанты могут думать, что, уничтожив банки с русским капиталом, они накажут Путина»

Аналогичную мысль, но в своей сфере высказал недавно львовский предприниматель, владелец сети автозаправок «Окко» Виталий Антонов. «Украине не нужна бедная и нищая Россия. Впрочем, как и России не нужны нищие соседи. Проблемы России неминуемо скажутся на Украине, и наоборот», – заметил он. Судя по тем цифрам, которыми располагают Нацбанк и Госстат и которые стали доступны для анализа нам, – уже сказались.

Несмотря на войну, которая шла в центре Киева, еще в январе между Украиной и Россией шла активная торговля: выполнялись ранее подписанные контракты. По результатам января 2014 года 17% всего украинского экспорта ушло в Россию. Однако уже в феврале этот показатель уменьшился на 30,4%. Цифр за март еще нет, но не возникает и тени сомнения, что они будут отрицательными.

Несмотря на уменьшение объемов торговли в последние 2-3 года, Россия была нашим основным торговым партнером. Сейчас ее место заняли Польша и Египет. Польша покупает «высокотехнологические» товары, такие как черные металлы, шлаки, руда и зола, Египет – зерновые.

Но если Россия все это время закупала наши авиадвигатели, тепловозы, машиностроительное оборудование и запчасти к нему, продукты питания, металлы и продукцию военного назначения, то ни Европе с Америкой, ни тем более странам вроде Египта это не нужно.

Например, по итогам 2013 года из Украины было экспортировано около 26,5 млн. тонн металлопродукции на $14,3 млрд. и около 1,17 млн. тонн стальных труб на $1,5 млрд. Это – 55% всего отраслевого экспорта. Куда деть продукцию сейчас? Непонятно. 50% кондитерской продукции made in Ukraine продавалось в РФ.

В результате целый ряд промышленных направлений, особенно высокотехнологичных, затратных и низкорентабельных, становятся лишними для нежизнеспособной экономики Украины. Харьковский подшипниковый завод рискует потерять свои контракты с ОАО «Российские железные дороги». Тепловозный завод, говорят, вообще свернул работу. «Мотор Сич» сосредотачивается на выпуске туристических примусов. Авиазаводы находятся под угрозой консервации, поскольку самостоятельно, без России, мы не можем завершить не один авиастроительный проект (в том числе по самолетам АН-148).

Кроме этого, не стоит забывать, что оба мобильных оператора – МТС и «Киевстар» – это российские инвестиции. Половина ТРЦ – тоже. Строительные проекты, поставки медтехники и медпрепаратов, сети ресторанов, магазинов, авиакомпании, контейнерные перевозки, производство продуктов питания, бытовой химии, стройматериалов, страховой и финансовый рынки – кругом присутствовал российский капитал.

Украинская экономика практически полностью утратила возможность зарабатывать иностранную валютную выручку и привлекать иностранные капиталы (даже под видом репатриированных из оффшоров активов украинских олигархов и кредитов иностранных банкиров)

Часто соединенный с западным по схеме: деньги с Запада приходят в Россию, Россия вкладывает их в Украину. И когда западные инвесторы стали забирать свои деньги из России, российские принялись вынимать их из Украины. Причем в феврале процесс заметно усилился по сравнению с январем.

Так, по согласно официальным данным НБУ, в январе-феврале 2014 года чистый отток прямых инвестиций составил $184 млн. (годом ранее наблюдался приток в объеме $475 млн.). Отток кредитов и займов превысил $280 млн. (годом ранее приток $1,35 млрд.). Чистый вывоз инвестиций составил $3,05 млрд. (в 2013-м приток $926 млн.).

Пока правительство с радостью сообщает, что, наконец, ему удалось победить доминирующий импорт. Дескать, предыдущие составы Кабмина безуспешно боролись с этим делом, писали программы импортозамещения. И что? А ничего. А тут дефицит во внешнеторгового баланса сам «рассосался»: экспорт уменьшился в целом на 9,5% (с $10,3 до $9,3 млрд.), а импорт обвалился на 15,9%. В итоге за первые два месяца 2014 года зафиксировано сенсационное сокращение дефицита счета текущих операций с $1,6 млрд. до $326 млн.).

Но, как говорит в таких случаях финансовый аналитик Охрименко, этому могут радоваться только дилетанты. Сокращение импорта хорошо, когда происходит замещение его товарами собственного производства. У нас нет никакого замещения. Просто стали меньше ввозить. И не только телефонов и шмотья, а и оборудования, лекарств, строительных материалов, топлива. Это означает, что к падению уровня жизни населения добавился упадок в промышленности. Никто ничего не хочет модернизировать, потому как не собирается ничего производить. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет понятно, куда это девать. Вот вам и первый результат сокращения торговли с Россией.

Вторая проблема стала очевидной, когда наполовину подорожал доллар. Конечно, в девальвации гривны есть элемент нездоровой игры банков, коррупции в системе управления финансовым сектором и вообще – привкус аферы. Но это только часть причин. Есть и объективные предпосылки к тому, чтобы доллар и евро значительно подорожали: это – «валютный неурожай».

Как отмечают специалисты, украинская экономика практически полностью утратила возможность зарабатывать иностранную валютную выручку и привлекать иностранные капиталы (даже под видом репатриированных из оффшоров активов украинских олигархов и кредитов иностранных банкиров).

Поэтому-то, как уже отмечали наблюдатели, произошло кардинальное изменение вектора движения иностранного капитала по нацбанковскому счету финансовых операций и операций с капиталом. В январе-феврале 2014 года зафиксирован минус (отток) в размере $3,7 млрд. Из них $1,7 млрд. убежали в январе, а $2 млрд. – в феврале. Прямых инвестиций «свинтилось» $184 млн., так называемых портфельных – $236 млн.

При этом валовой внешний долг на 1 января 2014 года достиг $142,5 млрд., доходность украинских краткосрочных облигаций достигла 20% годовых. Почти как у Греции в разгар кризиса. Сейчас МВФ отсыплет нам $17 млрд. кредита, и долг еще немного подрастет. Но на экономических показателях это никак не отразится, потому что капиталы от нас бегут не от страха перед дефолтом, а из-за риска увязнуть в трясине стагнации, оживляемой лишь автоматными очередями на востоке.

На самом деле деньги любят не только тишину, но и возможность зарабатывать прибыль с максимальным комфортом. В этом смысле им в Украине в ближайшее время делать абсолютно нечего. А учитывая тесную связку наших проблем с Россией, к причинам исключительно национальным добавляется и геополитический фактор нестабильности. Короче говоря, приехали…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам