Украина: четверть века репрессированных надежд

…Попросили меня как-то помочь с написанием сценария фильма об Украине. «Чтобы было понятно и украинцу, и иностранцу», – высказали пожелание. И я вдруг понял, что нет более сложного задания, чем пересказать, казалось бы, общеизвестное и в чем-то даже банальное, перетертое…

Хотя бы потому, что, во-первых, Украина – это страна не только с непредсказуемым прошлым, но еще и с неизвестным будущим, которое, как на болоте, зиждется на крайне неопределенном настоящем. Во-вторых, как и прежде, главным парадоксом Украины является то, что она во многом остается «терра инкогнита» даже для самих украинцев, не говоря уже о европейских странах-соседях…

…И появились эти тезисы-синопсис, в чем-то открывшие Украину даже мне самому. Об этом и речь. 24 августа 2016 года ей исполнится только 25 лет. Как государству, которое украинцы наконец-то выстрадали за всю свою тысячелетнюю историю, но до сих пор продолжают платить страшную, подчас кровавую цену за неумение жить в своей стране, развиваться, обеспечивать мир не только внутри нее, между народом и правящей элитой, но и с соседями. А прекрасные надежды оборачиваются горьким разочарованием и неверием. Украина – по-прежнему непредсказуемая загадка. Это не просто страна в центре Европы. После европейской части России она – самая крупная по территории страна на континенте. Больше Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, стран Скандинавии – лидеров нынешнего Евросоюза. Больше Польши, Австрии, Венгрии, Румынии, Чехии и Словакии в государственно-колониальном подчинении которых находились разные ее регионы, нередко гораздо крупные, чем сами метрополии.

Уже четверть века Украина как государство – не часть России, но в восприятии мира все никак не может выйти из тени российского двуглавого имперского орла. Потому что окружающий мир рассчитывает на украинскую независимость по своим сиюминутным конъюнктурным соображениям, но все никак не хочет понять, что Украина со своей столицей в Киеве на этой территории на востоке Европы была всегда. Даже когда эта территория не называлась «Украиной», а была то ли «Всходными Кресами» шляхетской Польши, то ли «Окраиной» или «Малороссией» огромной России, полуторатысчелетний Киев был вечным городом, в котором всегда жили люди, чьи потомки сегодня заново творят свою уже независимую историю.

Корни украинской истории глубоки и кровавы. Именно на этой территории до XIII века нашей эры существовало мощное княжество восточных славян во главе с Киевским престолом. Именно отсюда, из Киева, на всю Восточную Европу пошло православие. Отсюда же на северо-восток ушли те славяне, которые потом организовали Московию. И в 1709 году именно на поле победной битвы Петра I со шведским королем Карлом XII под Полтавой в Малороссии ступило Московское царство, а вышла Россия. Российская империя, идею которой все из того же Киева в Москву и Санкт-Петербург принес и подарил первому российскому императору Петру Первому киевлянин Феофан Прокопович. А Киев стал «матерью городов русских».

Четверть века Украина как государство – не часть России, но в восприятии мира все никак не может выйти из тени российского двуглавого имперского орла. Потому что окружающий мир рассчитывает на украинскую независимость по своим сиюминутным конъюнктурным соображениям, но все никак не хочет понять, что Украина со своей столицей в Киеве на этой территории на востоке Европы была всегда

Но сегодня суверенная Украина – это страна чудовищного и тотального несоответствия ее возможностей всему тому, что сейчас в ней происходит. Древних и глубоких корней – вялой и невыразительной кроне современности. Огромного экономического потенциала – развалу экономики и полнейшей деиндустриализации. Богатейших в мире черноземов – угрозе голода для значительной части населения. Избранного европейского пути – неспособности пройти свою часть дороги и выполнять свои же поставленные задачи. Призывов к единству и единению – отсутствию главной национальной идеи, которая могла бы объединить нацию. В конце, концов, умному, талантливому, трудолюбивому и безгранично терпеливому народу совершенно не соответствует правящая элита, всегда заводившая государственное строительство в гибельные тупики. Это главная проблема Украины на протяжении всей ее истории. И государственной, и догосударственной.

Все попытки народа, живущего на территории Украины, создать свое государство не только срывались внешними врагами, но и утопали в крови внутренних распрей, в противоречиях и преследованиях друг друга самими украинскими государственными деятелями. А с первой попытки отвоевать независимость от Речи Посполитой и создать свое государство в средине XVII века в истории Украины выкристаллизовалась эта самая главная беда украинского государственного строительства – несоответствие народа и элиты. Во время второй попытки в начале уже ХХ века ее очень четко сформулировал один из создателей Украинской Народной Республики Михаил Грушевский: «Беда Украины в том, что ею руководят те, кому она не нужна».

С одной стороны, вечная раздробленность и государственная аморфность Украины привела к тому, что украинская элита всегда была несамостоятельной. Разные части этой элиты всегда выбирали себе внешнего покровителя то ли на Западе, то ли на северо-востоке в России. И обменивали на иностранную поддержку свою лояльность тем или иным интересам разных покровителей. С другой – украинские вожди всегда были готовы бороться за свои личные интересы ценой интересов государственных. Даже признанные сегодня символы украинской государственности на протяжении всей ее истории заканчивали коллаборационизмом с выгодой лично для себя. Гетман Иван Мазепа, в начале XVIII века возглавивший борьбу против своего бывшего властителя, российского императора Петра Первого, в ходе этой борьбы подписал секретные договоренности с польским и шведским королями о передаче им Украины. В обмен на земли в Витебском и Полоцком воеводствах Польши и титул князя с теми же правами, которые имел герцог Курляндский в своих владениях под властью польской короны. Главный атаман Украинской Народной Республики Симон Петлюра для сохранения своей власти в Киеве в 1920 году подписал договор с Польшей и передал ей украинские земли западнее реки Збруч. То есть почти половину страны, всю Волынь и Галичину, которая называет себя «украинским Пьемонтом». Степан Бандера с началом войны между гитлеровской Германией и сталинским СССР восстановление Украинской державы в июне 1941 года видел в подчинении ее фюреру немецкого народа Адольфу Гитлеру и совместной борьбе со всеми, кто был не согласен с подобным развитием событий. И с поляками, и с русскими, и даже с украинцами, которые поддерживали социалистическую Украину.

И всегда в Украине ее вожди боролись за власть, оспаривали чье-то право быть властителем и всеми доступными способами уничтожали и предшественников, и конкурентов. Сутью политики было не определение путей развития страны, а борьба за обладание властью, а также собственностью и привилегиями, дарованными этой властью. Причем нередко за счет предшественников, которые переходили в разряд врагов, подвергавшихся репрессиям и гонениям. Репрессии всегда были заметной и нередко и определяющей чертой государственного строительства в Украине.

Репрессии против противников и преследования оппонентов – это не только тяжелое наследие российских имперских традиций государственного строительства. Вожди и носители украинской государственной идеи и сами всегда соперничали между собой за власть. И в результате этой борьбы всегда теряли само государство

Репрессии против противников и преследования оппонентов – это не только тяжелое наследие российских имперских традиций государственного строительства. Вожди и носители украинской государственной идеи и сами всегда соперничали между собой за власть. И в результате этой борьбы всегда теряли само государство. Попытку создать Украинское государство в XVII веке утопили в крови собственных распрей и противоречий наследники гетмана Богдана Хмельницкого. Украина оказалась под властью Российской империи Романовых. В начале XX века социал-демократы и националисты Симона Петлюры опять схлестнулись в борьбе с монархистами и самостийныками гетмана Павла Скоропадского, и в итоге Украина оказалась под властью третьей силы – большевиков-ленинцев, которые и втянули Украину в состав Советского Союза

В составе СССР Украина стала республикой, где по политическим, идеологическим и экономическим соображениям была попытка репрессировать целый класс – миллионы украинского крестьянства. В его владении землей в частной собственности, в традиционной привязанности к земле большевики Иосифа Сталина видели возрождение мелкобуржуазных настроений. А это было главной опасностью для их власти. Некоторые историки утверждают, что Сталин даже планировал переселить в Сибирь все 35 миллионов украинцев. С согласия ее тогдашних правящих коммунистических элит. Но планы не удались из-за слишком большой численности украинцев. Но чтобы искоренить мелкобуржуазную заразу поголовно, для украинского крестьянства, как и для крестьянства по всему СССР, в 1932-1933 годах был организован искусственный голод, унесший миллионы жизней.

История становления современной Украины – не исключение. В ее современной истории есть 87-летний человек по имени Левко Лукьяненко. Но его еще называют и «украинским Нельсоном Манделой». При СССР он был репрессирован и в системе советского постсталинского ГУЛАГа провел более 26 лет, из которых первые 15 лет – взамен смертной казни. За антикоммунизм и украинский национализм, который увидели в стремлении создать независимую Украину. И 26 лет Левка Лукьяненко – это больше, чем на карте планеты существует сама независимая Украина, борьбу за которую он избрал своим смыслом жизни еще в молодости, молодым юристом, выпускником Московского университета имени Михаила Ломоносова. И что характерно – два года на юридическом факультете университета Лукьяненко учился вместе с Михаилом Горбачевым, который потом и начал в Советском Союзе перестройку, благодаря которой в 1991 году стала возможна и независимая Украина. К одной цели Левко и Михаил шли разными путями. Один был репрессирован, другой репрессировал, потому что был сердцевиной, а потом и возглавил систему, которая без репрессий против инакомыслящих жить не могла.

Но и первые 25 лет независимой Украины – это череда непрекращающихся репрессий одних политиков против других и вечные поиски национальной идеи. Украина даже начиналась символически. Советский диссидент и собрат Левко Лукьяненко по ГУЛАГовскому несчастью и депутат парламента Степан Хмара сидел в тюрьме и во время провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года. Потому что он, радикальный и бескомпромиссный, был уже неугоден двум новым силам, претендующим на власть в нарождающейся стране. Коммунистам, которые не хотели отдавать власть и в независимой стране, и части деятелей общедемократического и национально-освободительного движения. Суверен-коммунисты из партийной и хозяйственной номенклатуры социалистической Украины и буржуазные националисты-диссиденты вступили в сговор ради обретения государственности законным способом, но без революции. И без демократии. Победил лозунг «сначала независимость, потом все остальное, в том числе и демократия». При таком подходе страна не смогла уйти от репрессий как одного из методов политической борьбы

Репрессии в Украине – это, как говорил Александр Солженицын, красное колесо, которое катится по стране, не выбирая своих жертв и нередко меняя местами гонимых с гонителями и преследователями. Репрессии – это камень, нередко брошенный политиками в собственное будущее, потому что он порождает у жертв чувство мести и возмездия. И демократы в Украине ничем не отличаются от консерваторов, сторонники прогресса от ретроградов. Сменяясь у власти, они мстят друг другу с остервенением и изощренностью, достойными лучшего применения.

Вечная борьба, непримиримый раскол политических элит, преследования оппонентов распыляли и отвлекали силы и ресурсы от главного – от построения сильного и демократического Украинского государства. Украина развивается не только без четкого и рассчитанного на перспективу плана развития, но и без национальной идеи, которая наполняла бы само существование государства высшим смыслом и объединяла бы народ

Вечная борьба, непримиримый раскол политических элит, преследования оппонентов распыляли и отвлекали силы и ресурсы от главного – от построения сильного и демократического Украинского государства. Украина развивается не только без четкого и рассчитанного на перспективу плана развития, но и без национальной идеи, которая наполняла бы само существование государства высшим смыслом и объединяла бы народ. Под влиянием нещадной и жестокой борьбы разных элит люди забыли, что должны они бороться не только за границы своей страны, но и за себя, за границы свободы и неприкосновенности своей личности. Что главной ценностью сегодняшнего мира является человек, а не какие-либо государственные или политические символы и атрибуты.

Кроме внутренней неустроенности, история независимой Украины – это якобы борьба прозападного и пророссийского векторов развития, которая проходила и проходит под демократическими лозунгами. Но на самом деле подлинная демократия, верховенство прав человека, равенство всех перед законом – это всего лишь симулякры в жизни общества и государства. Они всегда становились жертвой подлинной и скрытой от людей всепожирающей борьбы за власть между различными олигархическими группировками и их политическим лобби в высших кабинетах власти. А репрессии против несогласных и всех, кто не вписывался в парадигму победителей, подошли идеально и с самого начала стали универсальным способом зачистки политического поля, инструментом борьбы с конкурентами в политике и экономике, проверенным методом достижения политического и идеологического единомыслия. В ход пускались уголовные преследования, насильственное вытеснение из политического и информационного полей, уничтожение бизнеса при помощи правоохранительных фискальных и контролирующих государственных органов, вынуждение к эмиграции, зажим свободы слова и запрет на профессию для инакомыслящих.

Однако, как и в позднем Советском Союзе, репрессии в Украине долгое время не угрожали жизни преследуемых. Первые годы становления независимой Украины отличались бесконфликтностью политического развития и относительной толерантностью в отношениях и между оппонентами, и между народом и правящими элитами.

Но гроздья народного гнева постепенно вызревали, ибо олигархическое устройство государства, бесконтрольная подчиненность основных ресурсов государства меньшинству, игнорирование социальных проблем большинства, отсутствие достойной старости стариков, перспективы для средних поколений и социальных лифтов для молодежи, отчуждение между властью и народом заводили в очередной гибельный тупик все страну и общество. Власть совсем перестала понимать, что цена ее ошибок – это ответственность за судьбы людей и страны. Недовольство в обществе медленно, но уверенно сменялось враждой, неприятие политиками чужого мнения нетерпимостью и желанием подчинить, а то и уничтожить оппонента, и доселе мирные протесты «маленьких украинцев» уже требовали уже более активного и действенного выхода. Люди, которые доселе гордились своим умением договариваться и обеспечивать бесконфликтное развитие страны, вдруг растеряли эту чудесную способность и ощетинились друг против друга оружием. В начале III тысячелетия Украина взорвалась. Борьба за власть в ней потеряла мирный характер, конфликт между народом и властью перешел в горячую фазу, и на политическом поле впервые пролилась кровь.

В начале III тысячелетия спусковым механизмом для внутренних распрей стала так называемая «оранжевая революция» 2004 года. Именно тогда в истории Украины опять повторился майдан – специфическое массовое народное движение, требовавшее перемен. И политических, и экономических, и кадровых

Не последнюю роль в этом сыграло и то, что в одной точке в Украине сошлись не только внутренние проблемы, но и внешние факторы влияния, вызванные стремлением использовать Украину в геополитическом противостоянии уже планетарного масштаба. Внешние силы вознамерились не только изменить внутренние основы жизни Украины и ее народа, но и параллельно переформатировать внешнеполитический курс развития страны. Логика геополитического противостояния и географическое положение Украины привели к тому, что она встала перед выбором, куда и с кем двигаться – на Запад, в Европу, или в Евразийский экономический союз во главе с Россией. А это векторы внешней политики имеют глубокие корни и вызывают диаметрально противоположные желания внутри Украины у разных частей ее населения. Западная Украины ориентируется на Европу, юго-восток – на Россию и ее нынешних союзников по ЕАЭС, а центр во главе с Киевом по очереди захватывают представители двух разных лагерей из по-разному ориентированных олигархических группировок.

В начале III тысячелетия спусковым механизмом для внутренних распрей стала так называемая «оранжевая революция» 2004 года. Именно тогда в истории Украины опять повторился майдан – специфическое массовое народное движение, требовавшее перемен. И политических, и экономических, и кадровых. Впервые победной революцией на майдане стала так называемая «революция на граните» в октябре еще 1990 года, когда Украина была частью СССР. Тогда студенты, разбившие палатки на главной площади Киева и объявившие бессрочную голодовку до удовлетворения своих требований по смене власти в стране, победили. Ушел со своего поста ненавидимый зарождающимися демократами премьер-министр Витольд Фокин.

В 2004 году майдан стал той своеобразной площадкой свободы и народной инициативы, на котором крепнущее гражданское общество формализовало и выдвигало к власти народные требования. И «оранжевая революция» тоже была успешной. Но только в одной части – президентом страны стал Виктор Ющенко, которого считали символом необходимых и действительно назревших перемен, а протест проходил исключительно и демонстративно мирной форме. Однако второй ее особенностью стало то, кроме фамилии президента, все в стране осталось практически неизменным. Элиты воспользовались очистительной энергией майдана не для очищения страны, а исключительно для смены власти и перераспределения собственности и частично сфер влияния в своих узко корпоративных интересах. Интересы страны, народная воля и людские чаяния опять были втоптаны в грязь политической подковерной борьбы и выхолощены в схватке элит.

И уже почти через десять лет так называемая «революция достоинства» 2013-2014 годов сменила власть и формализовала требования перемен уже кроваво. Начавшись традиционно как мирный майдан, она в конце концов, вылилась в масштабные уличные столкновения манифестантов и правоохранителей, унесла жизни более ста защитников и противников власти и свалилась в широкомасштабную гражданскую войну на юго-востоке страны, в Донбассе. Там уже погибли, были ранены, остались без крова и стали десятки тысяч украинских солдат, ополченцев и мирных жителей двух самопровозглашенных республик в Донецкой и Луганской областей. И раскол страны пошел по всему народу. Миллионы людей, не согласных с насильственной сменой центральной власти в Киеве огульно назвали там «сепаратистами» и «террористами». И фактически исключили из политической жизни страны. И майдан опять стал лишь успешной технологией для обмана народа, отвлечения его внимания от главного – от смены власти.

Для современной Украины характерно и то, что разные ее части правящей элиты не просто не были самостоятельными и ради власти всегда были готовы пожертвовать украинскими же интересами. Эти разные части элиты всегда выбирали себе внешнего покровителя то ли на Западе, то ли на северо-востоке – в России. И уже в их интересах обменивали на иностранную поддержку свою лояльность тем или иным интересам покровителей. И вот что примечательно: история независимой Украины – это борьба прозападного и пророссийского векторов развития, которая проходила и проходит под демократическими лозунгами. Но главным является то, что подлинная демократия, верховенство прав человека, равенство всех перед законом всегда становились жертвой двойных стандартов, политической целесообразности и ангажированности.

Внешние кураторы на Западе и в России со своей «колокольни» признавали демократами только тех украинских политиков, которые служили их интересам. И, следовательно, признавали демократическими действия только своих подопечных. Их же они и поддерживали всеми возможными и доступными методами. От кредитования до помощи в организации выборов и революций

Внешние кураторы на Западе и в России со своей «колокольни» признавали демократами только тех украинских политиков, которые служили их интересам. И, следовательно, признавали демократическими действия только своих подопечных. Их же они и поддерживали всеми возможными и доступными методами. От кредитования до помощи в организации выборов и революций, меняющих власть в нужном направлении. Но ни Россия, на Запад так и не стали гарантами подлинной демократии в Украине. Их никогда не интересовала сильная демократическая Украина с устойчивым поступательным экономическим развитием и благополучным населением. Ни Западу, ни России не нужен был еще один конкурент. Но вот как средство приложения усилий в геополитическом противостоянии Украина использовалась всегда, что и поставило ее на грань исчезновения.

И результат такого развития не заставил себя долго ждать. Сегодня Украина, якобы окончательно выбравшая прозападный вектор развития, тем не менее, все больше и больше превращается в несостоявшееся государство. С разрушенной экономикой, расколотым государством и обществом, с тлеющим вооруженным конфликтом в Донбассе. Десятки людей, связанных с прежней властью, находятся под следствием в Украине, либо вынуждены были эмигрировать, и объявлены новой властью в розыск по линии Интерпола. В Украине их имущество не просто арестовано, но и разграблено мародерами. В тюрьмах по обвинению в антигосударственной деятельности сидят сотни людей – политиков, общественных деятелей, активистов, журналистов и бизнесменов, не только поддерживавших прежний антинародный режим, но и критикующих уже нынешний – якобы народный и демократический.

И новая якобы демократическая и прозападная власть, и ее западные кураторы не видят в недемократическом развитии Украины ничего угрожающего и оправдывает их гражданской войной в Донбассе, агрессией соседней России и необходимостью защитить идеалы революции достоинства. Демократия – как высшая ценность современного мира – в Украине по-прежнему утверждается недемократическими методами. А коллективный Запад, как всегда, не видит в этом ничего предосудительного и оказывает помощь режиму, который переформатирует Украину в нужном для Запада направлении. И никто по-прежнему не хочет понимать, что политический маховик при смене власти может закрутиться в обратную сторону. И все в Украине опять повторится с новой силой. А на строительство подлинно демократической Украины не хватит ни сил, ни ресурсов, ни времени.

Сегодня в Украине люди устали от войны и внутреннего противостояния, от тотальной неразберихи и неопределенности, от стресса и разочарований. И главное – от того, что Украина медленно, но уверенно превращается из полноценного государства в объект манипуляций и серую зону европейской политики, от которой нужно не демократическое развитие и процветание населения, а покорность и стабильность. И по-прежнему в Украине остаются актуальными вопросы, обращенные к ее политической элите и к ее кураторам и на Западе, и в России: сколько можно строить демократию в Украине недемократическими методами и тотальным обманом общества? Кому выгодна Украина в качестве аморфного буфера в геополитическом противостоянии? И насколько хватит такой Украины и терпения ее людей? Ответов на эти вопросы от элиты пока нет. Кураторы же пока не знают, что ответить, сами зайдя в украинский тупик и еще глубже заведя туда своими экспериментами Украину и ее общество.

Украина накануне своего 25-летнего юбилея опять стоит перед странной и страшной альтернативой: либо возрождение и развитие страны на общечеловеческих демократических ценностях, либо превращение в буфер между двумя геополитическими группировками, в аморфную серую зону между Западом и Евразией. А народ, как и прежде, опять живет надеждами на то, что все изменится и возрождение неизбежно. Для народа Украина – это по-прежнему высшая ценность, более достойная того, чтобы вечно балансировать над пропастью небытия. В истории много раз так было, что украинское дело казалось проигранным навсегда и что для Украины и ее народа все кончено. Но сегодня мы по-прежнему говорим об Украине, а значит, у нее, видимо, есть и другие помощники и союзники – ее народ, Бог и провидение. На них и надежда. Аминь!

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам