Николай Азаров: Неразумная власть — непозволительная роскошь

Трудно быть прагматиком в современной украинской политике, когда избирателям сулят молочные реки с кисельными берегами. Однако должен же кто-то отрезвлять людей, которые готовы в очередной раз поверить иллюзорным обещаниям совершить "украинский прорыв". "Прорвались" так, что экономику буквально разрывает на куски. Николай Азаров пытается быть реалистом. Это непопулярно. Но Николай Янович продолжает буквально на пальцах объяснять, что жить иллюзиями нельзя.
Николай Янович, в чем, по-вашему, причина финансового кризиса?

— Сегодняшний кризис — это не традиционный цикличный капиталистический кризис перепроизводства. Я бы его назвал кризисом "перепотребления". США и государства так называемого "золотого миллиарда" стали потреблять больше, чем создавать своим трудом, стали злоупотреблять долговыми обязательствами. Каким образом это было сделано? Путем построения финансовых схем, при которых капитал уходил из развивающихся стран и приходил в государства "золотого миллиарда", обеспечивая им более высокий уровень материального потребления. Ведь деньги никто не потребляет. Их нельзя ни выпить, ни съесть. Потребляют вполне материальные блага. Это хороший дом, высококачественное питание, туристические поездки, высококлассные автомобили, медицинские услуги. Все это сфера материального производства или услуг, которые, прежде всего, должны быть обеспечены результатами труда. А если только в этом году государственный внешний долг Соединенных Штатов увеличился на $1,4 трлн., то на чем же основывалось потребление? Если в структуре валового внутреннего продукта материальное производство занимает около 15%, а все остальное — различного рода услуги, так называемые свопы (ценные бумаги, которыми страхуют кредитные риски), то рано или поздно все это должно было лопнуть. Оно и лопнуло.

Сегодня главная задача этих стран — стабилизировать ситуацию. Но не за счет ограничения своих запросов. Прежде всего, их взгляды обращены на все тот же третий мир. И они нам говорят: пора затянуть пояса. Хотя затягивать пояса надо им, поскольку это они взяли на себя ответственность обеспечить весь мир валютой резерва — долларом. Они его стали эмитировать в таких объемах, что доллар превратился в средство аферного перераспределения материальных благ.

Те страны, которые культивируют механизм потребления не за счет собственного производства, а за счет привлеченных кредитов, просто обречены на кризис.

Например, за последние несколько лет в Украине создалась иллюзия хорошей жизни. Вдруг резко увеличилось количество личных автомобилей. Только в текущем году мы импортировали 500 тыс. автомобилей. Это можно было бы приветствовать, если бы мы автомобили покупали за счет повышения производительности труда, за счет продажи за рубеж своих новейших технологий и так далее. А мы просто одалживали деньги. Одалживали, давали их нашим людям, которые их тратили, накапливали долги. И сегодня наступили трудные времена, когда надо долги возвращать.

Насколько эффективен антикризисный закон, принятый Верховной Радой? И в состоянии ли правительство Юлии Тимошенко на его основе стабилизировать экономическую ситуацию в стране?

— Если говорить откровенно, то первый вариант кабминовского антикризисного законопроекта был абсолютно неприемлем. Скажите, что делает нормальное правительство в случае, когда наступает рецессия в экономике? Оно в первую очередь заботится о стимулировании отечественного производства, о создании более благоприятных условий для бизнеса, о социальной защите людей, которые теряют работу. Вот стандартный набор мер, которые позволяют, с одной стороны, поддержать людей в сложный период, а с другой — заложить перспективы развития экономики. Поэтому практически все правительства, действительно заботящиеся о государственных интересах, думают о снижении налогов, разработке госпрограмм, позволяющих дать заказы своим предприятиям, о развитии внутреннего рынка и о сохранении покупательной способности населения.

А что предлагало сделать правительство Юлии Тимошенко? Повысить налоги, заморозить уровень заработной платы и пенсий, ввести режим ручного управления в банковской системе, при котором любой банк может быть обанкрочен Кабмином в любой момент. Проектом вообще предусматривались идиотские меры. Например, запретить гражданам, у которых есть кредит в банке, выезжать за границу. Поэтому, когда я в первый раз ознакомился с продуктом правительственного гения, то подумал: а все ли в порядке у этих людей со здравым смыслом?

Еще 23 сентября, выступая в парламенте, я озвучивал предложения Партии регионов по преодолению кризиса. Кстати, как ни крути, именно наши предложения стали фундаментом законопроекта, внесенного на рассмотрение Верховной Рады Президентом. Это создание стабилизационного фонда, увеличение размера компенсаций через фонд гарантирования вкладов граждан. Необходимо подчеркнуть, что паника в банковской сфере Украины началась не из-за мирового финансово-экономического кризиса. Она возникла из-за Проминвестбанка. У его клиентов возникли проблемы, связанные с получением денег через банкоматы, с расчетами, депозитами. А это крупнейший системный банк страны! Когда люди услышали о проблемах Проминвестбанка, то запаниковали. Ведь все СМИ постоянно рассказывают о том, что где-то на Западе лопаются банки с вековой историей. Нетрудно было предвидеть, как люди станут действовать. Они бросились снимать свои вклады.

Если бы правительство быстро и оперативно разобралось с сюжетом Проминвестбанка, то доверие вкладчиков было бы восстановлено. К сожалению, никаких мер Кабинет министров не предпринимал в течение полутора месяцев. Этого времени оказалось достаточно для того, чтобы паника охватила всех вкладчиков. А ведь проблему можно было решить с помощью повышения гарантий через фонд гарантирования вкладов населения: когда каждому вкладчику государство гарантирует, что, несмотря на кризис, он в любом случае получит свои деньги — до 150 тысяч гривен. Это успокоило бы 95% вкладчиков. И паники не было бы.

Блок Литвина выступил с заявлением, в котором говорится о том, что ряд статей антикризисного закона были изменены без ведома депутатов. То есть фальсифицированы. Так ли это?

— Я, к сожалению, еще не видел последней редакции закона. Однако наши специалисты утверждают, что как раз мое предложение о гарантировании суммы возврата "в размере вклада, но не более 150 тысяч гривен" и выпало из данного акта. Не берусь утверждать, так ли это, поскольку со мной, как с автором поправки, к сожалению, никто не согласовывал окончательную редакцию антикризисного закона. Но если из текста действительно выпали слова "в сумме вклада", а остались "не более 150 тысяч", то в результате получилась глупейшая формулировка, которая может означать любую сумму: и тысячу гривен, и две, и пять. В таком случае закон не способен решить главную проблему — восстановление доверия вкладчиков к банкам.

А стабилизационный фонд способен хотя бы частично нейтрализовать влияние кризиса?

— Партия регионов еще 23 сентября настаивала на том, что этот фонд надо создавать и нужно определить реальные источники его наполнения. Одновременно необходимо немедленно принимать программу под этот фонд, финансирование которой должно начаться сразу же, как только формируются средства. Парламент принимает антикризисный закон, Президент его подписывает, и Минфин сразу же выделяет средства на программу. Почему такая срочность? В ситуации, когда, например, металлургический комбинат "Криворожсталь" останавливает свои прокатные станы, программа нужна именно сейчас, а не через полгода. Стабилизационный фонд создали, но он же фиктивный! Его планируется наполнять доходами от приватизации, которая не проводится! С начала кризиса прошло почти полтора месяца, но правительство даже палец о палец не ударило, чтобы адекватно на него среагировать.

Бездействие правительства уже серьезно сказывается и на экономике, и на людях. Да, есть объективные причины кризисных явлений, связанные с падением спроса на наши традиционные экспортные товары. Однако падение спроса началось не вчера, а весной этого года. И где было правительство? Еще 11 июля я говорил о том, что индекс металлургического производства уменьшился в пять раз. Но Кабинет министров никаких действий не предпринимал. Спохватились лишь в конце сентября и снизили тарифы на перевозки. Так уже перевозить было нечего!

Есть проблемы, которые никак не связаны ни с мировым финансовым кризисом, ни с падением спроса на металлургическую продукцию. Например, начало отопительного сезона. Кто мешал правительству вовремя расплатиться с местными бюджетами и проконтролировать, чтобы эти средства дошли до "Нефтегаза" в качестве оплаты за газ? А премьер-министр, с одной стороны, заявляет, что в домах должно быть тепло, с другой — дает команду "Нетфегазу" отключать всех неплательщиков, с третьей — не дает денег в регионы, которые должны пойти на оплату газа. И вдобавок ко всему переводит еще стрелки на местную власть, заявляя, что во всех проблемах виновата именно она. Но у нас более 80% местных бюджетов являются дотационными. Следовательно, задача центрального правительства — обеспечить своевременную подготовку к зимнему сезону. Раньше подобная работа начиналась еще в апреле-мае. Наше правительство создавало запасы угля, топлива, газа, рассчитывалось с местными бюджетами, следило, чтобы не было долгов. Сегодня подобная работа не ведется. Как это понимать?

Очень важно сейчас доступными кредитами помочь строительной индустрии. А что делает правительство? Снижает второстепенные сборы…

Возможно, кредит МВФ поможет Украине пережить нелегкие времена?

— Действительно, правительством Украины реализованы меры, которые позволили Совету директоров МВФ принять позитивное решение о выделении Украине первого транша кредита. Хорошо, конечно, когда деньги даются под низкий процент. Но, с другой стороны, при отсутствии продуманной экономической политики эти миллиарды очень быстро вылетят в трубу. НБУ уже израсходовал $5 млрд. на поддержание гривни. Точно так же мы потратим и средства МВФ, если не решим ключевых экономических проблем.

МВФ, предоставляя кредит, заключает с правительством и Национальным банком соглашение — меморандум, где четко определяются основные направления экономической политики. Рецепты Международного валютного фонда иногда лечат, а иногда калечат. Это зависит от "пациента" и от того, какие побочные эффекты вызывает прописанное "лекарство". В нашем случае можно говорить о негативном влиянии "лекарств" МВФ.

Знаете, меня нельзя упрекнуть в популизме. В свое время я спорил с Виктором Пинзеником о том, что надо делать: то ли кефиром население поить, то ли мосты строить. А суть заключается в том, что в основе молочных рек и кисельных берегов лежит материальное производство. Следовательно, нам необходимо развивать производство. В условиях кризиса должны быть инвестиционные программы, которые финансируются государством. А МВФ нам говорит: ребята, у вас должна быть тишина, как на кладбище. Вы должны все ограничить, заморозить и затянуть пояса. И наши "попугаи" повторяют то, что им говорят.

Однако у нас есть свой многолетний опыт выхода из кризиса. Вспомните 1993—1994 годы, 1998-й, 2001-й, да и 2005-й. Уже научились чему-то. Поэтому деньги МВФ надо было брать, однако оговаривать условия, поскольку их ведь придется возвращать. Проблема возврата средств (если мы угробим, а не улучшим экономическую ситуацию) будет очень серьезной. Мы ведь не просто удваиваем государственный долг Украины. Мы его удваиваем краткосрочно — $16,5 млрд. выделяются сроком на 5 лет. А ведь никто из так называемых олигархов, на которых так любит ссылаться Юлия Владимировна, не станет отдавать эти деньги. Их будут отдавать те самые простые граждане, которые ей пока верят. Отдавать из своих пенсий, зарплат. И это крайне серьезная проблема. Если страна станет направлять средства на возврат долгов, а не на решение социальных проблем, то она развиваться не будет.

Но ведь Тимошенко специально уничтожает производителей и экспортеров, поскольку их интересы представляет Партия регионов — ее прямой политический конкурент. Вы не считаете, что она действует по принципу "чем хуже, тем лучше"?

— Знаете, я не хотел бы думать таким образом. Партия регионов никогда не руководствовалась подобным принципом. Люди, которые голосуют за Тимошенко, должны понимать, к чему приводит подобная политика. Когда-то Президент говорил, что обществу необходимо сделать прививку от популизма. Мне кажется, прививка у него не получилась. Люди должны сначала на своей шкуре прочувствовать последствия безответственной политики, чтобы затем на сто лет забыть о ее проводниках. Другого пути нет. Я вспоминаю президентскую кампанию 2004 года, парламентские выборы 2006-го и 2007 годов. Знаете, было очень трудно дискутировать с этими людьми. Практически невозможно. Ты им говоришь что-то разумное, а они в ответ — зарплату можно поднять в пять раз. Ты им о стратегии развития, а они — о том, что металлурги в Европе зарабатывают в 10 раз больше. И никто при этом не вспоминает о том, что у нас изношены основные фонды, производительность труда в 10, а иногда и в 20 раз ниже, чем в Европе. А если у нас такая низкая производительность труда, значит, наш товар становится неконкурентоспособным, и его никто не купит. Вот недавно Виктор Янукович, выступая на одном из центральных телеканалов, задал вопрос: почему в Австрии или в Китае металлургические производства не останавливаются? Там наблюдается небольшое сокращение объемов производства, но заводы продолжают работать, поскольку на мировом рынке по-прежнему есть спрос на металл. А дело в том, что когда есть избыток предложения по металлу, то выбор делают в пользу более высококачественного и более дешевого. Мы проигрываем по этим позициям. Конечно, когда начинают спекулировать на том, что на металлургическом производстве в Украине зарплата ниже, чем где-то в другом месте, то людям это нравится. Это выгодная тема. А вот когда начинаешь рассуждать о производительности труда, то становишься чуть ли не "врагом народа", как один работяга мне сказал: "Так ты за потогонную систему!".

К сожалению, некоторые наши политики считают, что можно обманывать людей, обещать им все что угодно, лишь бы прийти к власти. А вот придя к власти, можно будет реализовывать какие-то программы. Я считаю, что это глубоко аморальная позиция. Политики вправе реализовывать только ту программу, которая получила одобрение народа. Это когда ты честно говорил людям, что надо делать, они тебя поддержали, а затем ты приходишь и делаешь то, что обещал. Получилось у тебя — значит, тебя избирают во второй раз. Не получилось — выйди вон и дай возможность работать другим.

Но когда люди приходят к власти путем обмана избирателей, обещают одно, а делают совершенно другое, то подобная власть аморальна. Такие политики никогда не выполнят того, что обещали. И вообще: экономические реформы, серьезные изменения в обществе в состоянии проводить только то правительство, которое опирается на доверие людей, на их понимание того, что подобные реформы необходимы. Ели раньше правительство Тимошенко жонглировало типично популистскими лозунгами, то теперь оно с такой же легкостью начинает жонглировать так называемыми непопулярными мерами. Расчет делается на то, чтобы с помощью средств массовой информации обработать людей таким образом, чтобы они пришли к выводу — ликвидировать кризис можно только с помощью жестких мер. Это очень опасно.

Так ведь Юлия Тимошенко прямо заявляет — предприятия, которые сокращают рабочих, должны быть национализированы!

— К сожалению, люди еще не понимают, что подобные "меры" свидетельствуют лишь об отсутствии ясной и четкой стратегии действий. Правительство пытается реализовать шаги, которые могут быть привлекательными для избирателей, но не ведут к спасению. Более того, лишь ухудшают ситуацию.

Состоятся ли досрочные парламентские выборы?

— Ответ на ваш вопрос очень прост. Экономический и финансовый кризис нельзя преодолеть без разрешения политического кризиса. Я думаю, это аксиома. Ну не может правительство, которое не опирается на большинство в Верховной Раде, реализовывать сильную политику. Поэтому в любом цивилизованном государстве распад правящей коалиции приводит к досрочным выборам. Сами по себе выборы не являются рискованным предприятием. Большую опасность для страны представляет бессильная и беспомощная власть. Поэтому чем быстрее мы проведем парламентские выборы, тем лучше для страны. А что делает БЮТ? Все, чтобы не допустить проведения выборов в декабре. Эта оттяжка времени дает возможность Тимошенко удержаться у власти еще какое-то время. Благо это для страны? Конечно, нет. Это сохранение той самой бездарной политики, которая проводилась в течение всего 2008 года.

Я не сторонник любых досрочных выборов. Но в данной ситуации, к сожалению, это единственно возможный механизм, который бы позволил получить сильное правительство, опирающееся на поддержку парламента. Такое правительство могло бы спокойно проводить свою политику. Без истерик, без паники.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам