Дмитрий Выдрин: В будущем БЮТ и КПУ объединятся

Его трудно заподозрить в симпатиях к Юлии Тимошенко. Скажем больше: Юлия Владимировна уже прислала Дмитрию Выдрину черную метку и занесла его в список персональных врагов. Тем не менее Выдрин вынужден констатировать, что премьер переигрывает своих конкурентов по актерскому мастерству. А вся украинская политика, к сожалению, сводится к театральной игре, где самое главное не то, что говоришь, а как ты это делаешь.
Дмитрий Игнатьевич, премьеру Юлии Тимошенко дважды удалось избежать вынесения парламентом вотума недоверия. Она выкручивается, потому что фартовая? Или же ее политическим оппонентам просто не везет?

— У меня недавно был обстоятельный и долгий разговор с одним влиятельным человеком, которого можно назвать крупным политическим спонсором. Он интересовался, насколько сегодня перспективны и, главное, выгодны инвестиции в таких возможных кандидатов в президенты, как Виктор Янукович и "замечательный" Арсений Яценюк. Я сказал, что оцениваю любого политика как минимум по трем главным параметрам. Первый — это талант. Его трудно стратифицировать. Есть общие таланты, есть специфические, к которым и относится политический талант, во многом являющийся авантюрным. Второй параметр: работоспособность (или, если хотите, трудоголизм). На мой взгляд, политика является самым жестким и беспощадным видом борьбы за выживание. Побеждает самый сильный, и поэтому о ней надо говорить как об экстремальном формате трудовой деятельности. И только на третье место я ставлю фарт или везение. Так вот, если сравнивать основных претендентов по трем вышеупомянутым факторам — талант, трудолюбие и везение — то нравится это кому-то или нет (мне так точно не нравится), но Юлия Тимошенко превосходит всех своих конкурентов.

Более того, Тимошенко превосходит остальных политических игроков по степени актерского мастерства. Ведь у нас политика в последнее время сводится к мизансценам, к актерской игре, в которой важная роль отводится голосовым интонациям, модуляциям голоса, качественному макияжу, степени ухоженности …

Педикюру?

— И педикюру в том числе. Ведь на крещенские морозы некоторым политикам приходится раздеваться, поэтому педикюр тоже имеет значение. Вряд ли избиратели проголосуют за кандидата с заскорузлыми, неотпедикюренными пальцами ног. Еще раз хочу подчеркнуть: поскольку политика у нас превратилась в некий вид искусства (правда, не всегда высокого), измерять необходимо и театральный талант участников политигры. Ведь такие традиционные параметры, как разработка государственной стратегии развития, создание антикризисной "дорожной карты" уже никому не интересны. Главное — это телевизионная картинка. В этом плане Тимошенко, конечно же, превосходит всех.

Своему собеседнику, обеспокоенному выбором объекта инвестиций, я предложил провести эксперимент: взять машину и объехать после десяти часов вечера офисы основных кандидатов в президенты. Они же все хорошо известны. Так вот, если проехать мимо окон офисов "регионалов" и Яценюка, то могу смело утверждать — в окнах не будет гореть свет. Все отдыхают. А если подъехать поздно вечером к офису Тимошенко, причем не важно к какому — в Кабмине, на площади Леси Украинки или Туровской, то в окнах будет свет и в десять, и в одиннадцать, и в двенадцать, и в час, и в два. Поэтому конкурентам Юлии Владимировны остается надеяться лишь на везение. А везение, как известно, может изменять. И изменяет, как ни странно, тем, у кого меньше таланта и, скажем так, трудоголизма. Возможно, мои рассуждения были не совсем приятны для спонсора. Ведь кандидаты, на которых он собирается сделать ставку, проигрывают. И проигрывают не потому, что удача от них отвернулась. Просто не развивают своих талантов и катастрофически мало работают.

Вы упомянули об Арсении Яценюке, которого, как ни странно, кто-то еще рассматривает в качестве объекта для капиталовложений. У вас не складывается впечатление, что из Яценюка "штампуют" кандидата в президенты по тем же формам и той же технологии, которые в свое время использовались для "производства" Виктора Ющенко? Осталось только для полного сходства добавить диоксина.

— В принципе, полностью согласен с вашим утверждением. Знаете, еще во времена существования Советского Союза я придумал профессию "политтехнолог". Редактор журнала "Коммунист" отказался брать у меня статью, которая называлась "Политтехнология и политтехнологи". Он считал, что нет такого понятия и, следовательно, нет подобной профессии. Однако мне потом удалось его переубедить. Этого человека звали Егор Гайдар. Впоследствии я ему еще много раз доказывал, что политика технологична, поскольку в ней есть много повторяемых ситуаций. А если есть повторяемые ситуации, то существуют и стереотипные приемы работы в подобных ситуациях. Например, когда вы строгаете доску, то не придумываете каждый раз для этого новый инструмент. Достаточно одного рубанка. И не надо выдумывать, как его держать, под каким углом лезвие должно вгрызаться в дерево.

Политика тоже повторяема. Человеческая психика не безгранично вариативна, поэтому срабатывают одни и те же приемы работы с людьми. Но коварство заключается в том, что одни и те же технологии эффективны в одной, определенной среде. Если вы обрабатываете дерево при плюсовой температуре, то будет достаточно одного рубанка. Однако если надо строгать в Антарктиде при температуре минус 60, то рубанком не обойдешься. Необходима еще и паяльная лампа.

Политтехнологи, работающие с Яценюком, допустили фатальную ошибку, которую уже не исправить. Они создают из него кандидата в президенты с помощью технологий, работающих в благополучные времена. Когда развивался фондовый рынок, росли цены на недвижимость, возрастали доходы богатых и не очень богатых людей. В такой благоприятной атмосфере яйценюки активно размножаются, и можно рассчитывать на победу в определенных социальных сегментах. Но в кризисный период подобная технология неприемлема. Проект "Яценюк" создавался под условия, сходные со временем раскрутки Ющенко. Поэтому взяли старые лекала и сделали по ним политика-мажора, в какой-то степени стерильного: с чистыми руками, манжетами, с белым воротничком. А во время кризиса то, что умиляло в "жирные годы", вызывает негативную реакцию. Вся эта стерильность, лоск. В благополучное время лощеный человек не выделяется. Когда же у всех небритые, впалые щеки, то политик-мажор начинает раздражать.

У Хемингуэя есть замечательное описание случая, который произошел в воюющем Мадриде. Представьте себе следующую картину: город в осаде, бомбежка, рвутся снаряды. Глубоко в подвале находится кафе, где прячутся люди. Вдруг открывается дверь и заходит американский журналист. Он достает пульверизатор и обрызгивает присутствующих дорогим одеколоном. Все улыбнулись, но сквозь зубы. Ведь у кого-то погибли родственники, кто-то волнуется за друзей. Журналиста вежливо выставили за дверь. Проходит время, и американец снова появляется и обрызгивает всех своим дурацким одеколоном. В этот раз его уже без улыбки вытолкали за дверь. А знаете, что было, когда журналист появился в третий раз с пульверизатором? Его просто застрелили. Потому что шутка, которая вызывает умиление у толстосумов с Пятой авеню, не воспринимается в осажденном Мадриде.

Когда ослепительный Яценюк сегодня достает свой пульверизатор и обрызгивает нас с экрана "Интера" дорогим одеколоном, то год назад эта шутка пользовалась бы успехом. Все бы принюхивались, пытаясь угадать, какую туалетную воду использовал Арсений: "Шанель" или "Диор"? А сегодня никто даже не принюхивается. Хочется выключить ящик, поскольку сегодня не до "парфумов". Разве что навернуть водочки граммов двести, чтобы не вспоминать о сгоревших вкладах.

Хватит ли у Тимошенко фарта и таланта, чтобы удержаться в кресле во время стремительно приближающегося периода социальных бунтов?

— Хватит не таланта, а интуиции. Ведь Тимошенко первой из политиков начала структурировать будущее народное недовольство. Все думают, что бунты начнутся неожиданно: раз и понеслось. На самом деле народное недовольство проходит пять-шесть фаз своего становления, каждая из которых имеет свою специфику. Самая интересная — фаза латентного накопления протестных настроений. Она начинается с вопросов жен, задаваемых уволенным мужьям: почему мы так плохо живем? Муж никогда не признается в том, что он "лох", лентяй, неудачник и поэтому потерял свою работу. Виноватым окажется Президент, правительство, Фирташ или Тимошенко. Так вот Юлия Владимировна уже занимается женами. И когда, например, мужья-автомобилисты выходят на улицы, их уже ждет гонец от Тимошенко — Александра Кужель. Она им рассказывает, что виновата не "премьерка", а олигархи, Президент и оппозиция. Мол, так и передайте своим женам.

Честно говоря, я не особо верю в народные волнения, поскольку пребываю в полной растерянности от долготерпения нашего народа. Это даже не долготерпение, а какая-то слепая покорность судьбе. Недавно я был в Венгрии и видел, как несколько тысяч человек штурмовали здание правительства. Известно, что увеличение безработицы на 0,5% вызывает рост преступности на 5%. Поскольку в Венгрии кризис, растет безработица, то уличная преступность приобретает пугающий размах. В результате в одном из кафе был убит известный венгерский спортсмен. Через несколько дней после его смерти люди пошли на штурм здания правительства. Я более чем уверен: если будет вырезана вся украинская олимпийская сборная, то никто не выйдет на улицы. Люди уже потеряли как минимум половину своих сбережений, поскольку в прошлом году правительство и НБУ чуть ли не силой заставили всех переводить накопления в гривни, рассказывая, что доллар будет стоить максимум 3 гривни. Но никто не вышел на улицы. Все молчат. Даже не знаю, как еще надо поглумиться над народом, чтобы начались акции протеста.

Оппозиция, на первый взгляд, находится в выгодном положении. Критикует власть, обвиняет во всех бедах правительство и Президента. Почему же у нее ничего не получается?

— Наша оппозиция хотела сыграть роль китайских мудрецов. Лидеры "регионалов" почему-то возомнили себя участниками древней игры под названием "ожидай трупа своего врага, проплывающего по реке мимо твоего дома". Вот они и сидят на берегу реки и ждут, когда мимо проплывут гробы с уже упакованными представителями "оранжевых". Но они не знают простой истины: для того чтобы дождаться трупа врага, нужно самому быть мудрецом. А мимо ленивых, безынициативных и не думающих неудачников проплывают только пустые гробы, предназначенные как раз для самих ожидающих.

Даже если оппозиция изредка все делает правильно, то ни к чему хорошему это не приводит. Они либо поздно начинают, либо не доводят начатого до конца. А их оппоненты всегда забирают начало и концовку. Кто видел флаги "регионалов" во время акций автомобилистов? Никто. Там уже флаги БЮТ и КПУ. Кстати, коммунисты неслучайно так активно заигрывают в последнее время с "бютовцами". В принципе, у них очень схожие цели и одинаковый электорат. Рано или поздно они объединятся, поскольку у них одна и та же социальная идеология: "бедные всегда правы". Только БЮТ сегодня исповедует национал-коммунизм, а коммунисты — социал-коммунизм. Однако основа одна: неокоммунизм. Это когда все забирают у богатых и отдают бедным, которые всегда честны, порядочны и благородны. В отличие от безобразных, жадных и коварных богачей. Людей на улицах уже ждут БЮТ и коммунисты. Мужьям, которых жены вытолкают весной на улицу, объяснят, что во всем виноваты олигархи из Партии регионов; Президент, крышующий олигархов, состоящих в ПР; Фирташ, который платит Президенту, крышующему Партию регионов…

А на что рассчитывает Президент, который собирается баллотироваться на второй срок? Что народ его вдруг резко полюбит?

— Я не могу залезть ему в голову, но, похоже, он руководствуется известным высказыванием Ильина, который говорил примерно следующее: "Не бывает безвыходных положений, иначе зачем есть Бог?". У Президента особая, сельская ментальность. Селяне живут вне времени, им не нужны часы. Кстати, именно поэтому глава государства и не носит часов. Ему, как и селянам, не надо знать точное время. Он знает, что, когда наступает закат, — надо ложиться. Когда рассветает — вставать. И эту модель Ющенко перенес на весь свой президентский срок. Рассвет — это выборы, которые он выиграл. Теперь Виктор Андреевич меланхолически ждет заката, то есть окончания срока своих полномочий.

Кроме рассвета и заката, у селян еще есть две другие точки отсчета: посадка и сбор урожая. Президент, наверное, думает, что к выборам взойдут посеянные им семена. Ему кажется, что взойдут всходы от Голодомора, от дружбы с Саакашвили, от неполученного ПДЧ, героизации воинов ОУН-УПА. Думаю, что Ющенко абсолютно уверен в том, что его враги просто ахнут, когда он начнет собирать урожай во время президентской кампании. У него ведь сельская мистическая вера в то, что если что-то сажаешь, то обязательно что-то взойдет.

Во что верит Тимошенко? В то, что с помощью кадровых перестановок в Кабмине ей удастся справиться с кризисом?

— У меня недавно спрашивали: что будет, "если вместо Пинзеника придет по-настоящему сильный министр финансов? Ведь тогда удастся избежать угрозы дефолта, укрепить курс гривни?". Существует какая-то слепая вера в то, что придет человек, посидит с Юлией Владимировной, скажет: надо делать то-то и то-то. И буквально на следующий день обесцененные вклады восстановятся, депозиты разморозятся, гривня стабилизируется. Виктора Пинзеника, на мой взгляд, убрали из Кабмина потому, что он портил телевизионную картинку. Мы уже говорили о том, что у нас политика давно стала виртуальной. Пинзеник со своими графиками все портит, поскольку людей всегда раздражают неровные линии, особенно углы. Помните знаменитую фразу из стихотворения: "Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал"? Ее написал поэт, который погиб на фронте в 24 года. Политики всех времен любят, чтобы все было овально, гладко и целеустремленно. Поэтому когда министр финансов вдруг вместо стрел и прямых линий, которые демонстрируют простое, одновекторное движение в светлое будущее, начал рисовать свои жуткие зигзагообразные диаграммы и углы… В прошлые годы его просто расстреляли бы за это. Не надо портить картинку.

Премьер собирается привлечь в правительство знаковые фигуры. Исправят ли эти назначения "картинку"?

— Думаю, ей такая помощь не нужна, поскольку есть закон Станиславского: нельзя переиграть кошку, которая выходит на сцену. Нельзя переиграть Юлию Владимировну, которая выходит на телевизионный экран. Если Тимошенко выступит у Савика Шустера, то на следующий день уже никто не помнит, стоял ли рядом Гайдук, который уже носит за ней папку, или же это был Тигипко, который только собирается это делать? Но все будут говорить о ее платье и макияже. Тимошенко достигла такого уровня телевизионного совершенства, что взгляд зрителя уже не отвлекается на подтанцовку. Да фактически подтанцовка ей и не нужна. Когда актер становится великим, ему не нужен второй план. Только хороший фон. Поэтому главное заключается не в том, кто будет на втором плане — Митюков или Тигипко, а в их фоновой одежде. Чтобы, например, были одинаковые голубые рубашки. Или же одинаковые белые свитера с сердечками, чтобы фон не резал глаз.

Но когда люди превращаются в фон — это не демократия, а диктатура. Сильная рука с наманикюренными пальчиками.

— Я неоднократно говорил о том, что у Юлии Владимировны есть много общего с Уго Чавесом. А более 50% населения Венесуэлы недавно с восторгом проголосовали за то, чтобы он вечно был президентом. И это притом что люди живут в нищете. Но Чавес, как и Юлия Владимировна, знает великую марксовскую формулу. В одной из своих ранних работ Маркс писал, что если у вас есть хорошая однокомнатная квартира, вы будете полностью довольны ею, пока рядом кто-то не построит дворец. Если приходит человек, который говорит, что у всех будут однокомнатные квартиры, но рядом не будет дворцов, то более 50% населения проголосуют за него. Ведь их раздражает не теснота собственных квартир, а просторы чужих дворцов. И Юлия Владимировна знает эту великую тайну. И напоследок расскажу немного грустный анекдот. Идет участковый — могучий, дородный сержант милиции Опанасенко, осматривает свою территорию. Вдруг из кустов выбегает растрепанный мужичонка и кричит: "Пан участковый, тут такая беда!". — "Що трапылось?" — "Мы отдыхали с семьей, а тут появилась банда хулиганов, дочку изнасиловали". Сержант спокойно бьет дубинкой по ладони и говорит: "Так…". Мужик: "Вы знаете, их много было, они и жену мою изнасиловали. Я не смог защитить". Сержант снова похлопывает дубинкой по ладони и меланхолично говорит: "Так…". Мужичонка бьется в истерике: "Знаете, и меня изнасиловали тоже". — "Так…" Пострадавший напрягается и выдает следующую фразу: "Они там сейчас шушукаются и говорят, что вылезут из кустов и вас изнасилуют". Сержант: "О как!". Я не знаю, что нашему народу надо сделать, чтобы мы все сказали: "О как!". Чтобы перестали меланхолично смотреть на то, что происходит с нами, с нашими семьями, с нашей экономикой, с нашей страной. Видимо, пока нас не начнут насиловать в прямом смысле этого слова, мы будем меланхолично повторять: "Так…"

Беседовал Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам