Алогичные кандидаты. Расследование №1: Сергей Тигипко

Количество кандидатов в президенты с каждым днем растет. Помимо фаворитов гонки, реально сражающихся за власть, и лидеров партий, для которых участие в выборах, как для спортсменов в соревнованиях, необходимо по статусу, есть еще несколько персонажей, чье появление не сразу объяснишь. В общем, алогичные кандидаты. Чтобы понять их истинные мотивы, «Версии» решили провести серию расследований. Первым, чьи тайны мы раскопали, стал Сергей Тигипко: оказалось, что «сильному президенту» просто сильно понадобились деньги. Кризис, однако…
Парадоксально, но в данном расследовании нашим главным помощником был… сам Сергей Тигипко. Есть такая категория людей, которые действуют по определенной схеме, повторяя ее несколько раз на протяжении своей жизни. Тигипко именно таков. Поэтому разгадать его ходы и нащупать верную дорожку к истине оказалось довольно несложно.

Если проанализировать биографию нашего персонажа, то можно заметить, что Тигипко несколько раз менял свое амплуа, и каждый раз – следуя конъюнктуре. В 80-е – комсомольский функционер. С 1989 по 1991 год – секретарь Днепропетровского обкома комсомола (где работал с Александром Турчиновым). Завидная должность. До развала Союза, разумеется.

В 1991 году, как и многие другие комсомольцы-добровольцы, метнулся в банковский бизнес. Стал председателем правления сначала одного банка, потом другого – «Привата». Нанялся менеджером, затем вошел в долю (говорит, что у него было 16%, но по документам видно, что меньше). Во времена господства в Киеве днепропетровской элиты его продвинули вице-премьером в правительство Павла Лазаренко. Когда Павел Иванович был уволен, Тигипко достался в наследство Валерию Пустовойтенко.

При этом многие забывают, что до прихода в Кабмин банковский менеджер попал советником к президенту Леониду Кучме. Также забывают еще одну важную деталь – в системе «Приватбанка» на момент назначения Тигипко работала экономистом Елена Леонидовна Франчук. Вопросы есть? Нет.

Хотя сам кандидат говорил в интервью, что путевку в жизнь получил от Лазаренко, правильнее было бы сказать – от Кучмы. Данилович жаловал проворного земляка. И намекал ему на большое будущее. Правда, то и дело разочаровывал. Или Сергей Леонидович не совсем верно понимал намеки. Такое случается, правда, в основном у неопытных девушек: думала – жениться хочет, а он хотел лишь переспать.

Как бы там ни было, но весной 2001 года Тигипко, как он сказал в интервью «Столичным новостям», надеялся на то, что Леонид Кучма предложит парламенту его кандидатуру на должность премьер-министра. «Скажу откровенно, что готовился к этой должности: я много перечитал, начал писать в специальную тетрадь. У меня даже книжка была расписана: первая неделя, вторая неделя, первый месяц, второй, первые сто дней… Многими разработками, говорят, экономисты пользуются и по сей день». Но тогда Леонид Кучма сделал выбор в пользу Анатолия Кинаха.

13 октября 2003 г. в другом интервью – газете «Киевский телеграф» – Тигипко, уже занимая пост председателя НБУ, заявил, что будет баллотироваться в президенты: «Лидер партии в любой момент должен быть готов к публичному испытанию. Так вот: я готов и не боюсь никакого соперничества. При этом реально оцениваю свои и чужие стартовые возможности. Но я люблю конкурировать…».

Позднее он признался, что полагал, будто Данилыч сделает ставку на него и предложит ему баллотироваться. Но Леонид Кучма видел, что шансы Виктора Януковича неизмеримо больше. Тигипко снова пролетел.

Осенью 2004 года был сделан третий резкий поворот: Тигипко отказался от поста главы НБУ (в отпуске), главы избирательного штаба Виктора Януковича и вообще от политики. И куда-то исчез.

На первый взгляд, это кажется радикальным. Но, если присмотреться, то увидим: для Тигипко подобные повороты типичны. В 1991-м он перешел из комсомола в бизнес. В 2000 году, уже выбравшись на широкий политический простор, он так же резко бросил «Приватбанк», забрал долю и вложил в собственный холдинг под маркой «ТАС»: банки, страховую и финансовую компании. В 2004-м тоже ушел, но теперь из политики: и долю, как ему казалось, забрал, и жизнь круто изменил. Нюанс лишь в том, что выглядело это не слишком красиво, особенно на фоне тех событий: начальники штабов армию на поле боя не бросают. Даже, если им кажется, что бой проигран.

Но Тигипко прагматично рассудил, что в случае победы «оранжевых» у него могут быть проблемы. И ретировался. Тем более что на тот момент погрузился в занятие, более важное, чем выборы президента – раздел имущества в результате развода.

Еще одна характерная черта Тигипко – после «Приватбанка» его упорно тянет к семейной форме бизнеса. Почти все активы «ТАС» были оформлены на двух основных лиц – Сергея Тигипко и Наталью Тигипко. В интервью «Украинской правде» Сергей Леонидович утверждал, что акции поделили 50 на 50. По нашей информации – это не совсем так. Но в любом случае, собственности у «сильного президента» стало меньше. Пусть не наполовину, как он утверждает, но порядком.

В 2004 году Тигипко начинает вкладывать деньги в непрофильные для себя сферы, создавая совместный бизнес с новой спутницей жизни, бизнес-вумен Викторией Лопатецкой. Поскольку Виктория Викторовна вышла из тени, нередко дает интервью и фактически руководит работой предвыборного штаба Тигипко (т.е. сама нарывается на публичность), мы можем позволить себе подловить ее на неискренности. Прежде, чем расскажем о том, что умалчивает Сергей Леонидович.

Так вот, во всех интервью – как журналу «Публичные люди», так и телепрограмме «Светская жизнь» (в прошлое воскресение) – г-жа Лопатецкая-Тигипко подчеркивает, что у нее своя территория, и она никак не пересекается с бизнесом супруга. Но это не соответствует действительности. Более пристальное изучение учредительных документов показывает, что именно инвестиции в бизнес жены подорвали финансовую устойчивость Тигипко еще до кризиса и толкнули его в политические объятия Юлии Тимошенко.

Так, на момент их знакомства у Виктории Лопатецкой было несколько предприятий, в том числе – обанкротившееся ООО «Техносила». Сейчас она представляется как собственница крупнейшего завода по производству CD и DVD-дисков «Медиа парк», производственные мощности которого позволяют тиражировать более 2,5 миллионов дисков в месяц. По сообщению на сайте завода (он расположен в Борисполе), предприятие создано в 2004 году. Его руководителем числился Сергей Валентинович Витер – ныне он заведует технологической частью избирательной кампании Тигипко. Грубо говоря, выдает деньги за билл-борды их хозяевам-арендаторам.

А теперь самое интересное. Оказывается, что на момент регистрации предприятия 23.06.2004 г. у него было два учредителя: ООО "Вектор-Вега" (его доля перешла к Лопатецкой) и ЗАО «ТЕКО-ДНIПРОМЕТИЗ». Последнее – и это общеизвестно – принадлежало Сергею Тигипко. Таким образом, накануне ухода из политики Сергей Леонидович купил первый объект семейного бизнеса.

Второй – это недвижимость. Фирма, несколько раз менявшая название и сосредоточившаяся на «Гудвилл-групп», появилась в 2007 году. Это одна из компаний, куда была вложена выручка от продажи банка (о продаже мы еще расскажем). Она предназначалась для операций с недвижимостью и строительства. Говорят, что через эту же фирму был оформлен дом, купленный Сергеем Тигипко на Печерске, – чрезвычайно дорогая покупка, даже на то время.

Соучредителем фирмы выступило одно физлицо – Виктория Лопатецкая и одно юрлицо – «ТАС-Инвестбуд». На тот момент вкладывать деньги в недвижимость казалось очень перспективным занятием. Но когда пришел кризис, стало ясно, что эта часть инвестиций закопана в песок. Это к слову о «непересекающихся бизнесах» и рассказах, что «у каждого своя территория».

Дальше – больше. В 2007 году в газете «Экономические известия», в то время принадлежащей Тигипко, появляется информация, что он намерен инвестировать часть средств, полученных от продажи банковского холдинга «ТАС», в развитие сети общественного питания под собственным брендом. Об этом рассказал один из приближенных к господину Тигипко менеджеров. «Насколько мне известно, планы достаточно серьезные, и Сергей Леонидович готовится вкладывать в этот бизнес значительные средства», – отметил он. Сам Сергей Тигипко официальные комментарии не предоставил, отделавшись фразой: «Пока рано что-то рассказывать». По нашей информации, деньги были вложены, но проект так и не вышел на стадию финальной реализации. То есть смело можно списывать на потери.

В интервью «Украинской правде» в этом году Тигипко заявил: «У нас несколько направлений. Мы работаем в финансовом секторе – это страхование, коллекторская и лизинговая компании, четыре финансовых посредника. Все это новые проекты. Например, можем купить маленькую сеть аптек и сделать из нее лидера рынка…».

На сеть аптек также были «скормлены» немалые деньги. О лидерстве даже с прицелом на перспективу речи пока не идет и близко. Одинокую аптеку «имени Тигипко» можно лицезреть недалеко от площади Толстого, на углу одноименной улицы и улицы Антоновича (бывшей Горького). Даже непрофессионалу видно, что это аутсайдерское предприятие.

Так что потратил Сергей Леонидович деньги не совсем удачно. Теперь о том, что он выручил от продажи банка. По информации СМИ, при продаже в 2007 году «ТАС-Коммерцбанка» (сейчас – «Сведбанк») и «ТАС-Инвестбанка» («Сведбанк-Инвест») шведскому Swedbank г-н Тигипко получил $735 млн. и согласился возглавлять банк еще три года – до 2010-го – за вознаграждение, размер которого зависит от результатов деятельности банка и его рыночной стоимости и может достигнуть $250 млн. В своих интервью кандидат в президенты отвечает уклончиво.

– Вам было сразу выдано за два ваших «ТАС-Коммерцбанк» и «ТАС-Инвестбанк» 735 миллионов долларов?

– Немножко меньше. Какая–то сумма платится на руки, что-то идет на определенный счет, который гарантирует определенное качество продаваемого портфеля, что-то остается на потом, под бизнес-план. Это была достаточно сложная сделка. Я могу еще дополучить за свой банк до 250 миллионов долларов. Но это отдельно от заработной платы.

На самом деле, с учетом раздела бизнеса в результате развода Тигипко получил гораздо меньше. Сама по себе схема продажи банков была довольно странной, по частям. Значительный «кусок» суммы был инвестирован обратно в банк, точнее, в ликвидированную позднее группу "Сведбанк Финанс", которая просуществовала менее года. Другой «кусок» Тигипко должен был получить только через три года с момента продажи, когда по контракту он сможет вновь учреждать финансовое предприятие.

Кроме того, Swedbank кинул своего партнера на продаже третьего банка семейства ТАС – "Бизнес Стандарт" (ранее – «ТАС-Бизнесбанк»). В него Сергей Леонидович вкатил значительную сумму денег, чтобы сделать банк привлекательным.

Наконец, важный момент – шведы оставили его руководить проданным банком под реализацию определенных планов. Ни одна из поставленных задач выполнена не была. На момент, когда Тигипко в апреле этого года начинает активно появляться в окружении Тимошенко и намекать на свои президентские амбиции (советником ЮВТ он был назначен за год до того), Swedbank оглашает статистику: в странах Балтии и Украине он понес самые большие убытки. В I квартале 2009 года из общего убытка в $414 млн. сумма списанных инвестиций в украинские банки составила $154,4 млн. В связи с ухудшением ситуации Swedbank сократит инвестиции в свои "дочки" на 15%.

Но и это не все. Финансовые сложности заставили шведский Swedbank начать поиск инвестора для своих украинских "дочек" – «Сведбанка» и «Сведбанк Инвест2, которые будут объединены. По сообщению «Коммерсанта-Украины», шведская группа намерена предложить долю в бизнесе Европейскому банку реконструкции и развития, владеющему 15% российского «Сведбанка». Шведские эксперты не исключают, что эта сделка может стать началом ухода Swedbank из нашей страны.

Такие плохие итоги деятельности руководимого им банка негативно отразились и на бонусах, причитавшихся Сергею Тигипко. В 2009 году журнал «Фокус» оценил состояние Тигипко в $ 616,2 млн. Как утверждает издание, за год (с 2008-го) бизнесмен потерял $283,8 млн. Похоже, что по итогам 2009-го отрицательный результат будет еще более впечатляющим, а обещанные $250 млн. ему не светят.

К этим неприятностям добавились проблемы в страховой компании «ТАС», которую он не успел продать в благополучные времена. Летом этого года, когда Тигипко окончательно принял решение уйти в политику и под этим соусом уволился с поста председателя правления «Сведбанка» (15 июня его сменил Райнер Мюллер-Ханке), страховая группа «ТАС» была на грани банкротства, выплаты клиентам задерживались на несколько месяцев. Проведенное по просьбе друзей, оказавшихся в числе клиентов компании, поверхностное расследование обнаружило дыру в несколько десятков миллионов гривен в бюджете компании. Платить ей было попросту нечем. Потом Тигипко все же вложил недостающие деньги, вынув их из загашника, и вроде бы продал страховую компанию, но фактически просто от нее избавился.

В общем, как человек финансово грамотный, «сильный президент» рассудил: есть время, когда из политики нужно уходить в бизнес, а есть – когда из бизнеса в политику. Например, в кризис. И предложил Турчинову проект: БЮТ дает деньги на избирательную кампанию, за что Тигипко под конец гонки ложится под Юлю. Остаток не потраченных средств – «дерибанится» между ним и правой рукой ЮВТ.

Многие спросят: а что там может остаться при такой насыщенной рекламной кампании? На самом же деле затраты у Тигипко небольшие, причем деньги не ушли из семьи – фактическое руководство кампанией осуществляют Виктория Лопатецкая и Сергей Витер. Им же приписывают и лозунг «Сильный президент – сильная страна», который Сергей Леонидович с упорством говорящего попугая повторял на днях во всех ракурсах на «Свободе слова». Идею раскручивать книгу «Украина: проект развития», говорят, подал бывший редактор «Эксперт-Украина» Искандер Хисамов. Он же ее типа и написал за соответствующий гонорар. Книга, кстати, по словам торговцев книжных рядов в «Квадрате» на площади Славы пользуется спросом у интеллигентствующей публики: преподавателей, чиновников и т.д. Но после прочтения некоторые постоянные покупатели жаловались продавцам, что «книга пустая и банальная». Кроме книги, Тигипко активно использует возможности интернет-рекламы, за которую отвечает российский PR-технолог Олег Смирнов. Остальное (типа – погружения в танк) – мелочи.

В общем, специалисты с опытом говорят, что Тигипко, старательно используя все возможности оптимального пиара, таки сможет сэкономить деньги, полученные на избирательную кампанию. Очевидно, что политика будет его дальнейшим бизнесом, пока в финансовой сфере ситуация не изменится и не страшно будет пускать в оборот оставшиеся от неудачных размещений «огрызки» миллионного состояния. Так что впереди еще парламентские выборы. Если, конечно, Турчинов раскошелится…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам