Кризис грантоедов

Удивительные дела творятся в Украине. Якобы «независимые журналисты» опять развернули активную борьбу против «зажима свободы слова». Более того, на 21 мая сего года в Киево-Могилянке назначили даже учредительное собрание общественного движения «Стоп цензуре!». А еще раньше они же объявили «врагами прессы-2009» Генпрокурора Украины Александра Медведько и нынешнего Президента Украины Виктора Януковича.
Для баланса в этот список внесли экс-премьера Юлию Тимошенко и замглавы президентской Администрации Анну Герман. Но не это главное. Когда типа совсем стало невмоготу, то побежали просить защиты у… уже упомянутой Герман: мол, помоги, правильно подави на собственников СМИ, чтобы они нас не давили…

Ситуация очень напоминает старый анекдот о том, как милиционер поймал проститутку, а та и взмолилась: «Помоги – отпусти меня, пожалуйста, миленький, я тебе еще пригожусь». Взяла, и тут же пригодилась. Пару раз. И с видами на будущее…

Почему так? Да потому, что, во-первых, как консолидировано гласят словари, цензура – это общее название контроля власти (в лице особого государственного чиновника — цензора) за содержанием и распространением информации во всем, что ее, информацию, несет. С целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными.

Такого в Украине и в помине нет. Номинально государству, например, принадлежит только один телеканал, все остальные – в частных руках олигархов. Но сермяжная правда в этих рассказах о попытках власти влиять на СМИ, конечно же, есть. Любая власть в Украине всегда хотела, сейчас хочет и будет хотеть в будущем, чтобы ее показывали такой, какой она хотела бы выглядеть, а не такой, какой она есть на самом деле. Это субъективная природа любых власть предержащих. И Партия регионов, составляющая сегодня костяк власти, – не исключение.

Но, во-вторых, объявляя «врагов прессы-2009», объявители как-то «забыли, что в том году Партия регионов и ее лидер Янукович вместе с Герман были в… оппозиции. А заправляли всем Тимошенко и ее непосредственный «цветной» шеф – президент Виктор Ющенко. Он был гарантом всех конституционных прав, в том числе, и на свободу слова. И имел все рычаги, чтобы – при желании — не допустить зажима.

В-третьих, это именно стараниями «цветных» лидеров страны в Украине началась политическая война всех со всеми и всех против всех. В первую очередь, «вожди Майдана» сцепились между собой, а потом и по очереди — с оппозицией «регионалов». Вылилось это в масштабные и очень нечистоплотные информвойны, для участия в которых массово и рекрутировали собственников СМИ. А если не получалось с хозяевами, то просто рядовых журналистов. За отдельную плату…

Лучше всего подлинные причины нового бунта журналистов, которые якобы «встали на борьбу за свободу слова», обрисовал собственник одного из телеканалов, где кормятся «бунтари». По словам этого собственника, лидер одноименного блока Юлия Тимошенко давным-давно предлагала ему $3 млн. в год за то, чтобы на этом канале не показывали ее настоящий политический путь от «газовой принцессы» до «королевы маргиналов», а по-прежнему в выгодном для нее ракурсе вылизывали ее светлый лик до привлекательного блеска. У меня нет оснований не верить собственнику канала. Для него эти деньги – тьфу и растереть. А вот для «борцов» – это незаконный приварок к законному заработку…

В-четвертых, налицо явная несостыковка в оценках состояния свободы слова в Украине. Например, 30 апреля текущего года появились два сообщения. В первом говорилось, что ЕС якобы обеспокоен зажимами свободы слова в «стране в центре Европы». А во втором было сказано, что неправительственная организация Freedom House (один из главных спонсоров «оранжевой» революции в 2004 году) в Вашингтоне опубликовала отчет, в котором зафиксировала повышение в Украине уровня свободы слова и даже переместила страну с 115-го места на 108-е. А несколькими днями ранее на Украину «наехали» с криками о препятствиях в работе медийщиков организация «Репортеры без границ» и пара-тройка ей подобных международных журналистских структур.

Так кому верить? Это интересный вопрос, на который каждый может дать ответ только сам. Потому что очередной всплеск «борьбы за свободу слова» — это не что иное, как последний шанс «борцов» привлечь к себе внимание, дежурная попытка срубить финансирование на «сражения» под, в принципе, очень благородным предлогом.

Понятно же, что зажим работы СМИ – это резонансная и болезненная тема для так называемого «цивилизованного мира». Там могут закрыть глаза на коррупцию и игнорирование любых других свобод, если это обеспечивает «стабильность» и помогает их бизнесу. А вот притеснение свободы слова, борьба за нее – это индикатор реактивности, типа показатель демократичности «цивилизованных». Под эту «борьбу за свободу» они довольно легко дают деньги. На это и расчет…

И на самом деле вся эта возня и истеричные крики о «зажиме» — это проявление глубокого кризиса так называемого грантоедчества. То есть оказания услуг под очень благородными лозунгами, но за деньги и с определенными политическими или экономическими целями. Например, с целью прихода к власти марионеток, для которых выделяют средства, как это и случилось в Украине в 2004 году. На волне истерии, задурманившей сознание общественности, к власти пришли чужие «сукины дети», которые и довели страну до ручки.

Первым признаком такого кризиса стало переключение грантоедов на «внутреннюю дойку» клиентов. Внутренние грантоеды, которые – в отличие от грантоедов внешних, живущих на бабло фондов западных, – начали подъедаться на средства любой украинской политсилы, которая готова была платить за лояльное информ- и любое другое сопровождение (назовем это так) ее деятельности. А предвыборная борьба – это золотое время для деятельности грантоедов. Сейчас никаких выборов нет, но одна сила их очень хочет, потому что у Тимошенко нет мандата и депутатской неприкосновенности, а Генпрокуратура этим «подло пользуется» — хочет посадить. Вот Тимошенко и готова платить. Больше всех. Потому что и денег у нее больше, чем у других, и ей мандат нужнее – кича светит шершавыми нарами и продавленным матрасом.

И кому угодно готова платить. Но владельцы СМИ сегодня то ли не желают ссориться с властью, то ли им не с руки поддерживать политических лузеров, которые уже попали в разряд «вечно вчерашних» «оранжево-бело-сердечного» цвета. И потому они предупредили наемных менеджеров и журналистов – не сметь крысятничать!

Но главный признак кризиса грантоедчества в Украине – глубокого и на данном историческом этапе окончательного – в том, что после деятельности всевозможных грантоедов в стране не осталось тех дел, ради которых и под которые выдавались гранты. Нет ни свободы слова, ни свободных СМИ, ни альтернативных систем коммуникации, ни гражданского общества, ни его отдельных институтов в виде независимых общественных или профессиональных организаций, ни механизмов защиты прав человека, ни верховенства права, ни евроинтеграции, ни вступления в НАТО, ни экономических реформ, в конце концов. Ничего нет. Есть только многочисленные толпы орущих о том, что их «опять зажимают».

Страшная логика грантоедчества – в том, что гранты дают только на борьбу с недостатками или на укрепление того, чего нет. Вот наши орали и орут, что в Украине по-прежнему вообще ничего хорошего нет. И то, что этими криками они опускали имидж страны, позорили ее и народ, их не волновало. Нужно было «косить капусту». И они ее косили. Все пять «оранжевых» лет. А сейчас лафа заканчивается. Как тут не завыть о том, что «нет свободы слова»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам