Артем Щербань: Численность коалиции может увеличиться до 300 депутатов

Депутат фракции Партии регионов Артем Щербань — фигура непубличная. Однако ему есть что рассказать. Это, кстати, его первое большое интервью.

Артем Владимирович, как вы считаете, реально ли провести выборы в местные органы власти 31 октября?

— Если будут внесены изменения в избирательное законодательство, то, думаю, эта дата вполне реальна. На мой взгляд, прежде чем проводить выборы, следует ввести мажоритарную систему на местном уровне. Зачем? Необходимо максимально приблизить депутатов к народу. На уровне поселкового совета роль партий настолько незначительна, что не имеет смысла проводить выборы на пропорциональной основе. Знаете, на прошлых президентских выборах возникла следующая проблема: основным кандидатам в президенты не хватило членов партий, чтобы назначить их в избирательные комиссии. Оказалось, их просто нет. Так какой тогда смысл в пропорциональной системе на местных выборах? Не дело партий — заниматься дорогами, водопроводами и ларьками. Мажоритарная система позволит местным советам действовать гораздо более эффективно.

Противники мажоритарной системы утверждают, что в таком случае возникнет угроза банальной скупки округов олигархами.

— Аргумент несколько странный. Послушайте, какие у нас в селах олигархи?! Выберут тех, кто пользуется авторитетом и уважением в местных громадах, а не партийных "котов в мешке".

Но есть и другой вариант проведения выборов: до уровня райсоветов депутаты избираются по мажоритарной системе, а выше, например в облсоветы, — по партийной. Как вы его оцениваете?

— Думаю, данная электоральная модель имеет право на жизнь. Почему нет? Но, на мой взгляд, для выборов и в облсоветы, и в Верховную Раду смешанная система в соотношении 50 на 50 является сегодня оптимальной. Правда, в идеале депутатов Рады необходимо избирать по открытым партийным спискам. В результате, прежде всего, мы достигнем качественно нового уровня депутатского корпуса. Открытые списки позволят избирателям выбрать тех, кого они знают и кому доверяют. При этом партийное строительство продолжит развиваться.

Вернемся к местным выборам. Оппозиция считает, что мажоритарная система позволит власти укрепиться на местах. Реформа избирательной системы специально задумана для того, чтобы ослабить позиции Юлии Тимошенко. Так ли это?

— Давайте разбираться. Вот говорят, что лидером оппозиции сегодня как бы является Юлия Тимошенко. А у меня вопрос: кто стоит за Юлией Владимировной? С ходу можно назвать пять, ну, может быть, десять фамилий. Если хорошо подумать. И все! Да, формально во фракцию БЮТ входят 155 депутатов. Причем двадцать из них уже перешли в правящую коалицию. Количество есть. Однако о большинстве "бютовцев" мало кто слышал. Если использовать бизнес-подход, то сегодня вообще нет нужды в 450 парламентариях. Можно организовать что-то наподобие акционерного общества. Лидеры фракций распределяют между собой акции пяти фракций и голосуют в соответствии с полученными "пакетами". Получится то же самое, что происходит сегодня. Зато отпадет необходимость содержать большое количество депутатов, которым необходимо платить заработную плату, предоставлять бесплатный проезд во всех видах транспорта, оздоравливать за счет государства в санаториях.

Формально члены парламентских фракций закреплены за округами. Однако поезжайте в любой округ и спросите избирателей: кто у них депутат? Вам никто этого не скажет! И подобное ненормальное состояние будет длиться до тех пор, пока не изменят избирательную систему либо на мажоритарную, либо на открытые партийные списки. Пропорциональная электоральная модель оказалась неэффективной. Чисто на идеологической основе действуют лишь две политические силы — это коммунисты и "Свобода" Олега Тягныбока.

Кто, на ваш взгляд, выиграет, а кто проиграет на предстоящих осенних выборах в местные советы?

— Могу совершенно однозначно утверждать, что выиграет Партия регионов, поскольку у "регионалов" большой кадровый потенциал. Причем эти люди хорошо известны на местах, пользуются поддержкой населения. А с БЮТ произойдет то же самое, что и с коммунистами. Как показал опыт проведения выборов мэра Киева, харизма Юлии Тимошенко не передается другим кандидатам. Провалил же Александр Турчинов электоральную кампанию, несмотря на более чем существенную поддержку Тимошенко? Провалил. Кроме того, она просто физически не сможет объехать все округа, чтобы поагитировать за "бютовских" кандидатов.

Вы поддерживаете идею сократить сроки проведения избирательной кампании с 90 до 50 дней?

— Двумя руками за. У меня такое чувство, что начиная с 2004 года мы постоянно находимся в избирательном процессе. Это уже настолько всем надоело… Я бы сократил срок ведения кампании и до одного месяца. И более чем уверен: ничего бы страшного не произошло. На качестве электорального процесса сокращение сроков никак не отразится. Недаром же говорят, что заниматься следующими выборами необходимо уже на следующий день после того как тебя избрали. А что можно изменить за 50 дней? Если ты ничего не делал, то все равно ситуацию не изменишь в свою пользу. Однозначно.

Конституционная реформа, как известно, застопорилась, дойдя до регионального уровня. Как вы считаете, когда будут внесены изменения в Основной Закон, касающиеся местного уровня?

— Когда будет конституционное большинство, тогда и будут внесены соответствующие изменения. Я, например, не исключаю, что уже к осени численность правящей коалиции увеличится до 300 депутатов. Все к этому идет. Вы посмотрите, как активно бегут депутаты из оппозиционных фракций. "Траншами" по пять-шесть парламентариев. Поэтому состав коалиции постоянно будет пополняться. Правда, многое еще зависит от действий правительства и Президента. Если им удастся стабилизировать экономическую ситуацию, обеспечить рост производства, то численность депутатов, поддерживающих действия власти, безусловно, увеличится. Ведь должен же быть чем-то мотивирован переход в коалицию. Все эти рассказы о миллионах долларов, якобы предлагаемых за переход, — это сказки оппозиции. А если в стране будут бардак и разруха, то и мотивов для перехода в коалицию не станет. Это же элементарно!

А может ли произойти, скажем так, смена состава коалиции? Например, вместо коммунистов туда войдут представители фракции "Наша Украина"?

— Если вы имеете в виду заявления Юрия Еханурова на данную тему, то, на мой взгляд, это просто попытки Юрия Ивановича вернуться в большую политику. Напомнить о своем существовании. Где сейчас Ехануров? Нигде. Формально он возглавляет столичную организацию "Нашей Украины", которая, мягко говоря, не пользуется влиянием. Поэтому с помощью таких заявлений он просто пытается получить статус политического игрока. Что же касается варианта вступления "нашеукраинцев" в коалицию, то, думаю, это вполне реально. Скорее всего, к середине осени фракция "НУНС" постепенно, по три-пять депутатов, вольется в существующее парламентское большинство. В бывшей фракции Ющенко сейчас сплошной разброд и шатания. Это разные группы людей, которых собрали в блок и привели в Раду. У каждой такой группировки свои интересы, амбиции. Одни хотят себе навесить побольше медалек, другие стремятся развить свой бизнес. Постепенно "нашеукраинцы" созреют к переходу в коалицию. Причем вне зависимости от планов и желания Юрия Еханурова.

Способна ли Юлия Тимошенко сорвать внесение изменений в закон о местных выборах? Как известно, она может действовать довольно радикально.

— Знаете, Юлия Владимировна не сумела сорвать ратификацию в Раде харьковских соглашений по Черноморскому флоту, поэтому она тем более не сумеет заблокировать принятие изменений в закон о местных выборах. На самом деле БЮТ не удалось сорвать ни одного серьезного голосования. А Партия регионов все, что хотела, доводила до логического конца. Несмотря на дымовые шашки, сирены, мордобой, мы добивались поставленных целей. В том числе и с помощью блокирования парламентской трибуны. Однако сегодня, если мы хотим реально побороть кризис, обеспечить стабильность в обществе, на мой взгляд, необходимо ввести некий мораторий на радикальные действия в сессионном зале. Например, лидеры фракций должны сесть и договориться, что такого вообще не должно быть. Вспомните хотя бы вакханалию, устроенную оппозицией во время ратификации харьковских соглашений. Это же бред! Просто стыдно за парламент. Мы же нормальные, цивилизованные люди, которые должны уметь договариваться. Пусть оппозиция высказывает свою точку зрения. Однако если у нее нет голосов для принятия своего варианта решения, то зачем тогда устраивать истерики с бросанием яиц и дымовыми шашками?! У нас же демократия, а демократия, как известно, — это власть большинства.

В одном из изданий была опубликована информация о готовящемся покушении на Президента. Все указывает на то, что покушение готовит Тимошенко при участии Бориса Березовского. Неужели Юлия Владимировна дошла до крайней степени отчаяния?

— На мой взгляд, Тимошенко не способна на такое. Одного желания Юлии Владимировны недостаточно, чтобы организовать покушение на жизнь Президента. Ведь, грубо говоря, речь идет о государственном перевороте. Оппозиция в ее сегодняшнем виде просто не способна на какие-то радикальные действия. Но заявление главы СБУ о возможности покушения на жизнь Президента, конечно же, имеет под собой основания. Повторюсь, не думаю, что речь идет об оппозиции, в конце концов, это лишь версия, напечатанная в одной из газет.

В последнее время Юлия Тимошенко очень плотно "подсела" на этнонациональную тему и фактически стала конкурировать с Олегом Тягныбоком. Как вы считаете, кто в этом этносостязании победит?

— Так или иначе, но победит Тимошенко. Хотим мы того или нет, однако за нее на президентских выборах проголосовали 45% избирателей страны. А Тягныбоку очень и очень далеко до подобных электоральных показателей. Другой вопрос — почему Юлия Владимировна так увлеклась темой национализма? Она отстаивает те интересы, которые ей выгодны. Сегодня она противопоставляет себя Партии регионов, поэтому и пытается действовать в националистической электоральной нише. В принципе, это нормально. Но Тягныбок ей явно не конкурент. Она играет против Партии регионов. Конечно же, методы, которые использует Юлия Владимировна, отнюдь не отличаются интеллигентностью. Например, она не признает Виктора Януковича Президентом. Это ее личная точка зрения. Можно с ней соглашаться или не соглашаться. Однако мировая общественность признала президентские выборы легитимными. Страна живет и работает под руководством нового главы государства. По мнению Тимошенко, единственный легитимный президент Украины — это Юлия Владимировна. Других вариантов как бы нет. Недаром же она во время кампании постоянно повторяла, что будет столько туров, сколько понадобится для ее избрания. Но не получилось. Поэтому, на мой взгляд, Тимошенко необходимо признать свое поражение и цивилизованно вести оппозиционную борьбу.

Как вы считаете, следует ли привлекать лидера БЮТ к уголовной ответственности за манипуляции со средствами государственного бюджета?

— Конечно. Если аудит деятельности Тимошенко на посту премьера выявит злоупотребления с государственными деньгами, а следствием будет доказана ее вина, то привлекать Юлию Владимировну к уголовной ответственности необходимо. Ведь лозунги "закон один для всех" и "бандитам — тюрьмы" сегодня очень актуальны. Да и Уголовного кодекса никто не отменял. Нормы закона должны работать. Другое дело, что нельзя допустить, скажем так, "героизации" Тимошенко. Якобы она страдает за "правое дело", подвергается "политическим репрессиям". Поэтому нужно объяснить людям, что произошло, разложить все по полочкам и, естественно, обеспечить открытость процесса.

Но я не думаю, что дело удастся довести до конца. Все-таки есть корпоративная солидарность политиков. Вспомните дело "шашкометателей" Грымчака и Парубия. Никто никогда не снимет с них депутатской неприкосновенности. В противном случае лишать иммунитета будут всех подряд. Ведь никто не знает, кто победит на следующих президентских выборах, кто окажется у руля. Так можно всех пересажать. К сожалению, в Украине закон не действует. Скажем так — кто украл больше миллиона, тот никогда не сядет в тюрьму. Если украл меньше, например 10 тысяч долларов, то можешь оказаться за решеткой. А если миллион и больше — нет. Такая вот диалектика. Вспомните, когда Виктор Ющенко пришел к власти, он тоже пытался всех прессовать. Однако эта кампания ничем не закончилась. Не получилось. И с Тимошенко не получится.

Кстати, о Ющенко. Вы говорите, что "Наша Украина" к осени вольется в коалицию. А где будет Виктор Андреевич? Куда он придет?

— Я бы на месте Виктора Андреевича никуда не приходил. Ющенко — это "сбитый летчик". То, что он мог сделать для Украины, он уже сделал. Не уверен, что те 5%, которые Ющенко получил во время второго тура президентских выборов, ему удастся получить на парламентских или местных выборах. Поэтому ему остается заниматься трипольской культурой, коллекционировать древние горшки, разводить пчел. Это его.

Почему "регионалы" заняли относительно пассивную позицию относительно предоставления русскому языку хотя бы регионального статуса? Сказывается боязнь поссорить запад с востоком страны?

— На мой взгляд, у власти действительно нет желания противопоставлять восток и запад. Наверное, сейчас не совсем подходящее время для решения языкового вопроса. Думаю, мы к этому придем через год-два. Ведь на самом деле никакой языковой проблемы в Украине не существует. Это все чистая политика. И, по большому счету, какая разница "Василю зі Львова", на каком языке я буду обращаться в суд в Донецке? Никакой. Это искусственное нагнетание страстей политиками, которые спекулируют на данной теме. У Партии регионов сегодня есть более важные и актуальные проблемы, в первую очередь экономические, которые необходимо решать. Если мы поднимем вопрос языка, то дадим Юлии Владимировне прекрасную возможность опять покрасоваться на экранах телевидения и позиционировать себя в качестве единственной защитницы украинской идентичности. Торопиться не надо. Не стоит навязывать обществу искусственное решение, как это пытался сделать в свое время Виктор Ющенко. Надо просто вернуться к нормальной жизни и тогда все встанет на свои места. Вот кто-то говорил о разделе Украины во время президентства Леонида Кучмы? Нет. Хотя раздел (не раскол!) существует давным-давно. Он сложился исторически. Однако об этом никто не говорил. Мы единая страна для всех. Мы — не украинский народ. Мы — народ Украины. Но я за то, чтобы украинский язык был государственным, а русский — вторым официальным.

Может быть, решение проблемы — это федеративная форма государственного устройства?

— На данном этапе политического развития это неприемлемо. На мой взгляд, как ни парадоксально, однако федерализм возможен только в стабильном, экономически сильном государстве. Федеральные земли надо еще уметь удержать, чтобы одни не побежали в Россию, а другие — в Евросоюз. Иными словами, федеративная форма государственного устройства — вариант отдаленной перспективы.

Какой политический режим необходим Украине?

— Мы ни в коем случае не должны ограничивать демократию. Но с тем, что Украине сегодня нужна "сильная рука", я полностью согласен. Сильная власть необходима для того, чтобы мы могли построить нормальную, эффективную исполнительскую вертикаль, чтобы законы исполнялись. Однако речь не идет об авторитаризме. Мы ведь не в Латинской Америке живем. И не в Азии. Украина, хотя и выбирает перманентно между Россией и Евросоюзом, но в конечном счете стремится в Европу. Хотя должен вам признаться, что вариант "сильной руки" в исполнении Медведева и Путина мне лично нравится. Конечно, у россиян тоже есть определенные перегибы, однако им удалось построить эффективную модель. Нам, для того чтобы перейти от бардака, анархии и беззакония, которые у нас царили на протяжении пяти лет, тоже необходима жесткая централизованная власть. Только так Украина может перейти к нормальному демократическому процессу. Я, например, очень хочу, чтобы у нас было так же хорошо жить, как в Европе. Чтобы люди не боялись ходить по улицам, чтобы суды выносили справедливые вердикты, чтобы для всех были одинаковые правила игры. Для всех без исключения. Мы, безусловно, обязаны ориентироваться на европейские ценности. Однако при этом должны понимать — в Европе нас никто не ждет. Вот Ющенко уже попробовал войти в ЕС, и все прекрасно знают, что в результате получилось. Я думаю, что и Россия не против подняться до уровня европейских стандартов. Мы же открыты для сотрудничества и с РФ, и с ЕС, однако жить хотим по европейскому образцу.

Оппозиция обвиняет власть в сдаче национальных интересов, в том числе и экономических. Удается ли, на ваш взгляд, правительству и Президенту противостоять российской экономической экспансии?

— Я бы назвал это не "сдачей интересов" и "экспансией", а сотрудничеством. На мой взгляд, Президенту Виктору Януковичу и премьеру Николаю Азарову удается отстаивать национальные интересы. В первую очередь, они действуют на основе экономического прагматизма. Это важно. К примеру, предыдущая власть продала "Криворожсталь" индусам. Но индусы не будут строить стадион в Донецке. Не станут вкладывать деньги в украинскую экономику. Одна из основных функций власти — это защита собственного производителя, бизнеса. Новая власть прекрасно это понимает.

Беседовал Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам