Последний плевок в колодец трудящихся

Судя по всему, Василию Харе недолго осталось занимать хлебное место главы Федерации профсоюзов Украины. С начала осени количество исков по «признанию недействительным решения Совета ФПУ о назначении руководителя профессионального союза» достигло восьми, по большинству из них были приняты положительные решения. Де-юре для господина Хары это означает «невозможность исполнять должностные полномочия, в том числе и подписывать договоры от имени Федерации». Де-факто, пока юротдел ФПУ лихорадочно строчит апелляции, Василий Георгиевич умудрился «подмахнуть» ряд откровенно двурушнических документов. Один из них – Генеральное соглашение с правительством и работодателями, которое, по мнению экспертов, нивелирует позицию рабочего класса в трехстороннем социальном диалоге.
Во всем цивилизованном мире профсоюзы – это организации, последовательно отстаивающие интересы трудящихся. В нашей стране, как обычно, «пусть будет хуже, лишь бы по-другому»: почти монопольным правом говорить от имени всех наемных работников обладает Федерация профсоюзов Украины, и ее действия явно выбиваются из общепринятого контекста.

«Являясь структурой советского формата, ФПУ до сих пор придерживается и «совковой» идеологии, – убежден председатель Федерации профсоюзов работников малого и среднего предпринимательства Украины Вячеслав Рой. – Тогда главной задачей профсоюзов СССР, в отличие от международных, было всеми способами не допустить забастовки. Остальные функции (типа раздачи бесплатных квартир) были лишь для отвода глаз. Сегодня «верхушка» ФПУ, называющая себя представителями трудящихся, сконцентрирована на том, чтобы максимально использовать себе во благо совместное профсоюзное имущество, доставшееся Федерации после распада СССР. Остальные функции (типа раздачи дешевых путевок) – для дополнительного канала денежного отвода».

И действительно, в общем восприятии украинские профсоюзы – традиционно организации многоролевые. Под Новый год они входят в образ Деда Мороза, приносящего подарки «под елочку», накануне отпускного сезона – становятся личным врачом, определяющим периодичность санаторно-курортного оздоровления, параллельно с этим выполняют функции собеса, распределяющего в трудовом коллективе материальные блага. Правда, функциональность всех этих «воплощений» уже давно вызывает в экспертной среде определенные сомнения.

«Большая часть профсоюзных опций, призванных осчастливить рабочий класс, финансируется из фондов социального страхования, – поясняет генеральный секретарь Национальной конфедерации профсоюзов Украины Петр Петриченко. – При этом экономический анализ их деятельности показывает, что отчисления в них могут быть безболезненно уменьшены на 15-20%. Например, все три фонда соцстраха (на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве и по временной нетрудоспособности) дублируют вопросы финансирования оздоровления. Казалось бы, мелочь, но набегает внушительная сумма. Кстати, в нынешнем году за счет соцстраха оздоровилось около 250 тыс. человек, в то время как независимыми профсоюзами через разные предпринимательские структуры был оздоровлен почти 1 млн. граждан. Возникает справедливый вопрос: куда идут огромные средства фондов? Учитывая монопольное положение ФПУ в профсоюзном движении, ответ напрашивается сам собой».

Возможности для «освоения» социально-страховых денег, по мнению экспертов, у ФПУ есть: не так давно организация произвела пересмотр состава правлений фондов соцстраха (куда в равных долях должны входить представители правительства, профсоюзов и работодателей), выбросив оттуда делегатов от «инакомыслящих» профсоюзов. Почему функционеры Федерации пошли на такой радикальный шаг, прямо нарушающий ст. 10 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (декларирует равноправие всех профессиональных союзов страны), – понятно. «ФПУ сегодня представляет собой зарытое акционерное общество, которое не пускает в свои ряды ни молодых членов, ни новых руководителей, ни прогрессивные идеи. Это организация, которая не привыкла делиться с чужаками или давать отчет в своих действиях равноправным партнерам», – считает Вячеслав Рой.

И действительно, как можно аргументировать другим профсоюзным организациям насущную необходимость выделения из фонда соцстрахования по временной нетрудоспособности «всего» 7 млн. грн. на открытие детских лагерей в Полтавской области? Притом, что решение об этом было принято 29 мая текущего года – то есть за два дня (!) до первого заезда детворы. Поистине, оперативность ФПУ не может не радовать: за 48 часов перечислить деньги в Полтаву, получить их там, закупить необходимый материал и быстренько обновить все то, что нуждается в ремонте. Вот только верится в это предание с трудом…

Это всего лишь один, да и то не самый показательный пример того, какими кружками, кастрюлями и ведрами руководство ФПУ на протяжении многих лет черпает средства из профсоюзного колодца. Но черпать – это одно. А вот пока что действующий глава Федерации Василий Хара на грядущем излете своей карьеры решил в него еще и плюнуть. Так, в ноябре текущего года Кабмин, работодатели и профсоюзы в лице ФПУ (и нескольких других мелких объединений) заключили Генеральное соглашение об основных принципах и нормах реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в стране на 2010-2012 годы. Мало того, что данный документ в пункте 1.2 черным по белому предписывает сторонам «оказывать содействие принятию Налогового кодекса» (что очень странно в контексте недавнего выступления представителей ФПУ на Майдане с «поддержкой митингующих относительно непринятия Налогового кодекса»). Эксперты считают, что, подписав это соглашение, Федерация фактически сдала позиции рабочих в трехстороннем социальном диалоге.

«Например, если раньше власти были обязаны согласовывать с профсоюзами увеличение тарифов ЖКХ, в нынешнем Генеральном соглашении эту норму отменили, – анализирует Петр Петриченко. – Теперь при поднятии базовых тарифов для населения с профсоюзами достаточно просто проконсультироваться». Интересно, что закрепление права беспрепятственно повышать цены на «коммуналку» произошло с параллельным уменьшением заработной платы. В предыдущем Генеральном соглашении было четко прописано требование «определения в коллективных договорах минимального размера тарифной ставки рабочего I разряда на уровне 120% от размера минимальной заработной платы, установленной законом». Проще говоря, оклады работникам у всех работодателей должны были превышать «минималку» в 1,2 раза. По словам господина Петриченко, в нынешнем соглашении формулировка данной нормы звучит как «превышение минзарплаты на уровне более 100%». Объективно слово «более» может означать «сто целых и одна тысячная». Тем самым фактически спровоцирована возможность снижения заработной платы на 20%.

Правда, есть в Генеральном соглашении и «светлая сторона луны». К примеру, Кабмин обязался в нем ежеквартально с участием профсоюзов анализировать выполнение сводного бюджета за предыдущий квартал и, соответственно, рассматривать возможность увеличения зарплаты выше индекса инфляции. Но будут ли выполнены эти обещания – остается на совести власть имущих. «По закону договоры подобного рода заключаются между юридическими лицами, причем стороны имеют право оспорить невыполнение норм соглашения в судебном порядке, – акцентирует господин Петриченко. – В нашем случае с одной стороны выступают работодатели и правительство, которые являются юрлицами, а с другой стороны выступает некий Совместный представительский орган (СПО), созданный под эгидой ФПУ и пропагандирующий философию этой организации. СПО официально юрлицом не является, так что данный документ – просто фикция, джентльменское соглашение, и профсоюзы никоим образом не могут проконтролировать исполнение тех его положений, которые несут позитивный заряд».

Очевидное двурушничество «работы» ФПУ заставляет задуматься. «Что сейчас делают украинские профсоюзы – неизвестно, – резюмирует генеральный директор Центра социально-экономических исследований «Диаматик» Юрий Гребенчук. – Зато совершенно ясно, чего они не делают: они не защищают права трудящихся. К сожалению, их функции свелись к переделу собственности бывшего Укрпрофсовета и распределению между «верхушкой» средств соцстраха. Возможно, было бы рациональнее разбить эту монополизированную структуру на организации, менее зависимые от воли государства и прихоти крупных работодателей. Только разветвленная сеть независимых профсоюзов, созданных самими работниками для решения реальных проблем, сможет эффективно отстаивать интересы своих членов».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам