Дарка Чепак: правильное решение

Пишу с запозданием. Извините за боян. Просто много думал. Ну как думал… Был слегка озадачен назначением нового пресс-секретаря президента. Событие, конечно же, локальное. Я бы даже сказал, малоип… малозначительное. У каждого главы государства должен быть свой пресс-секретарь. Это нормально. Ненормально, когда Денис Иванеско длительное время выполнял непонятно какие функции. То ли пресс-секретарь, то ли сотрудник пресс-службы, то ли исполняющий обязанности Труффальдино в администрации президента. И, конечно же, было совершенно недопустимо, что мысли Федоровича озвучивались на уровне заместителя главы АП.
Понимаете, в чем дело: в таком случае стиралась тонкая грань между прямой речью президента и интерпретацией (толкованием) его высказываний. В результате возникал парадокс «раздвоения личности». Получалось, что в АП есть человек, который лучше других понимает, о чем хочет сказать глава государства. Заметьте, как я все корректно формулирую. Ни одного матерного слова. Подобная «раздвоенность» несколько дезориентировала профессионалов слова, поскольку в «исходнике» были представлены сразу две точки зрения: президентская и расширенный, можно даже сказать, интерпретированный вариант мнения первого лица.

Я искреннее поражаюсь выдержке и терпению Дениса. Ничего нет хуже, чем попасть в заложники чьих-то межличностных отношений. Это сильно напрягает. Впрочем, надо отдать должное главе АП: Иванеско наконец-то получил, скажем так, определенность, поскольку его назначили руководителем главного управления администрации президента по обеспечению доступа к публичной информации. Вот только не знаю, сочувствовать ему или поздравлять.

Необходимость появления настоящего пресс-секретаря президента обусловлена еще и тем, что постоянно надо было решать обычные, рутинные вопросы отношений с медиа

Необходимость появления настоящего пресс-секретаря президента обусловлена еще и тем, что постоянно надо было решать обычные, рутинные вопросы отношений с медиа. Одно дело, когда этим занимаются представители «политического руководства АП», и совсем другое – обычные технические работники. В таком случае удается избежать ненужной политизации и нервотрепки. И, поверьте на слово, я знаю, о чем пишу. У меня есть целая «коллекция» обид, возмущений и нехороших слов, связанная именно с вышеуказанной проблемой. Естественно, обид и возмущений не моих.

Когда непонятная ситуация, связанная с обеспечением «дружелюбного интерфейса» Федоровича в информационном поле, длится второй год, то уже даже не надеешься на благополучное разрешение проблемы. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И вдруг появляется Дарка Чепак. Есть повод задуматься. Ничего не могу сказать плохого о данном выборе сами понимаете кого. Об этом уже сказано и написано много. Начиная от персональных рефлексий и заканчивая мини-кампанией по дискредитации потенциальных обидчиков нового пресс-секретаря. Кроме того, я не обязан знать всех выпускающих редакторов в стране. Этак еще до верстальщиков можно договориться. Меня больше всего интересует, что из этого всего выйдет. С выводами торопиться не стал, поскольку иногда лучше дать ситуации отстояться. Посоветовавшись со свои кошаком, который пережил уже многих медиа-голосов глав государств, пришел к следующим выводам.

Во-первых, Одарка Черпак, безусловно, очень хорошо вписалась в концепцию общения с прессой, которая сегодня доминирует на Банковой. Проблема заключается в том, что никакой концепции, конечно же, нет. Зато появится настоящий «стрелочник», на которого можно списать все промахи и оплошности. Очень милая и, надо отметить, довольно эффективная бюрократическая схема.

Извечная беда пресс-секретарш президентов заключается в том, что они быстро растворяются в личности президента

Во-вторых, лучшим пресс-секретарем президента «всех времен и народов» был Александр Мартыненко (глава «Интерфакс-Украина»). Хотя бы потому, что только ему удалось остаться профессионалом-информационщиком, который пришел на работу в АП и ушел оттуда, не испортив себе имидж. Редчайший случай. Я бы даже сказал, уникальный. Его «подвиг», судя по последнему назначению, так и останется не повторенным. Извечная беда пресс-секретарш президентов заключается в том, что они быстро растворяются в личности президента и начинают вести себя как чиновники, пытающиеся «оградить» своего патрона. Некоторые даже теряют собственное «я». Классический пример – госпожа Ванникова, которая после длительного общения с «мессией» приняла новую «веру», совершает положенные «трипольские обряды» и даже думает в стиле бывшего гаранта нации. Случай очень интересный с точки зрения психиатрии. Раз уж мы заговорили о примерах, то не могу не вспомнить о пресс-секретарше Тимошенко. Марина Дягтярь-Сорока была, в целом, достаточно неплохим телерепортером. Могла связать факты, лежащие на поверхности, и набрать комментариев. Годы работы на Юлию Владимировну привели к полной утрате идентичности. Она говорит какими-то штампами, переняла повадки своей патронессы и даже внешне стала походить на свою хозяйку. Пример полного перевоплощения. К чему это все? Да к тому, что, судя по исходной информации, Зоряне Черпаковой придется выдержать непростой ментальный период. Она оказалась выброшенной из своей привычной среды общения. В принципе, ничего страшного. Журналистика – это изначально агрессивная среда, которая деформирует многих. В первую очередь, женщин. Однако представительницы слабого пола после перехода на госслужбу переживают практически полное перевоплощение. Последствия этого просто ужасающи. Посмотрите на Ирину Геращенко. Больше добавить просто нечего.

Я, конечно, понимаю, что при решении проблемы нахождения пресс-секретарши на «конкурсной основе» очень остро стоял гендерный вопрос. На определенном уровне истэблишмента начинают действовать принципы политкорректности. Это когда форма превалирует над содержанием. Ну когда предпочтение отдается, к примеру, представителям нетрадиционных меньшинств, чтобы избежать упреков в гомофобии. Сказанное, безусловно, не имеет никакого отношения к Одарке Чепрыло.

Кроме того, почему-то считается, что женщине легче работать с мужчиной, поскольку она способна снять с объекта большее количество невербальной информации. Опять-таки не понимаю, какое это имеет отношение к профессионализму, но факт остается фактом.

Наемники, как правило, очень хорошо выполняют функции на определенном этапе, поскольку у них нет обратного пути

И, наконец, в-третьих, люди, принимающие решения, склонны воспроизводить ситуации, понятые и пережитые ими лично. Они как бы проецируют себя на потенциальных соискателей. К примеру, перейти из одного «агрегатного состояния» в совершенно другое, когда возврата назад нет. Ну и прочая фрейдистская херня. Наемники, как правило, очень хорошо выполняют функции на определенном этапе, поскольку у них нет обратного пути. Своими они, в конечном счете, не становятся, однако вынуждены постоянно бороться за место под солнцем в новой среде. Галычанская ментальность очень способствует подобного рода трансформациям. Конечно же, все эти рефлексии по типу «предательства идеалам демократии», «как ты могла, ты же работала у меня!» быстро пройдут. Они изначально имеют локальный характер. Хотя, честно говоря, приятно наблюдать за деморализацией рядов движения «Стоп, цензура». Эффект очень интересный и предсказуемый. Как говорится, еще один сгорел на работе за свободу слова.

Изменится ли что-либо в отношениях между СМИ и президентом? Конечно же, нет. Просто произойдет определенная деполитизация отношений между медиа и АП. Когда возникнут критические ситуации (а они возникнут), то всегда под рукой Дарьяла Чепрага, и конфликт будет развиваться на более низком уровне. И, конечно же, будет восстановлен такой формат общения главы государства со СМИ, как деперсонализированные заявления пресс-службы. Хоть какая-то польза…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам