Бесы: завелись ли в Украине террористы?

Взрыв самодельного устройства возле магазина в Киеве, который обошелся без жертв, всполошил «придомовых бабушек» на лавочке больше, чем расстрел тернопольских «обналичников» днем раньше, где было много крови и двое тяжело раненных. Это говорит о том, что у терроризма в Украине есть мощный союзник – страх. И если его мобилизовать, общество станет неуправляемым и панически напуганным. Или, наоборот, слишком управляемым…
Тот самый взрыв произошел в ночь на 20 мая у витрины одного из магазинов на проспекте Победы. Как сообщила милицейская пресс-служба, на место сразу же была направлена следственно-оперативная группа районного управления и группа взрывотехников научно-исследовательского экспертного центра при ГУ МВД в Киеве.

«При проведении осмотра места происшествия было установлено, что взорвалось самодельное устройство. Также было выяснено, что устройство находилось на подоконнике витрины с внешней стороны магазина. При взрыве никто не пострадал.

На прилегающей территории правоохранители не нашли никаких подозрительных предметов. Владелец магазина пояснил, что подозревает своих конкурентов по бизнесу. Сейчас материалы зарегистрированы согласно действующему законодательству. Продолжается доследственная проверка», – рассказали общественности милиционеры.

Почти мелочь. Один «коммерс» решил отправить «аудиопослание» другому. Но стоило мне выйти из дома днем 20-го, как прямо у порога нашей 9-этажки на меня обрушился вал информации. Путанной, но эмоциональной. Ее суть сводилась к тому, что «вот оно и началось». И сейчас будут кругом разбрасывать бомбы, и дети начнут на них массово подрываться.

Не могу сказать, что утро воскресного дня я провела за тщательным мониторингом событий, но особо выдающихся репортажей насчет витрины с проспекта Победы не заметила. В отличие от дня предыдущего, когда средь бела дня на пересечении улиц Павловская и Дмитриевская (в центре Киева) на глазах у десятков свидетелей расстреляли двух человек в автомобиле, застрявшем в пробке, и забрали из салона сумку с деньгами.

Поскольку камеры наблюдения на офисных зданиях засняли лица преступников, по всем телеканалам прошли душераздирающие сюжеты. Стрельба, крики, один тяжело ранен в живот и голову, другой в пах, налетчики бегут по улице, люди в ужасе. В общем, Чикаго 30-х с нами!

Обратите внимание: логика железная. Прицельная стрельба в центре Киева – это, так сказать, «развлечение» для целевой аудитории: бандитов, обналичников, бизнесменов. Может, конечно, шальная пуля срикошетить. Но с той же вероятностью, что кирпич на голову упадет

Но старушек на лавочке это не тронуло. Да, видели по телевизору, да слышали. «Но тож бандиты друг у друга пуляють, – заявила баба Маня, непререкаемый дворовый авторитет. – Они ж нас трогать не будут, у нас денег нет…».

Обратите внимание: логика железная. Прицельная стрельба в центре Киева – это, так сказать, «развлечение» для целевой аудитории: бандитов, обналичников, бизнесменов. Может, конечно, шальная пуля срикошетить. Но с той же вероятностью, что кирпич на голову упадет или машина на пешеходной «зебре» переедет. Это что-то вроде судьбы.

А тут КАЖДОГО может порвать на куски. Идешь себе, идешь, и вдруг – хрясь! И бомба взорвалась. Страшно…

Любопытно, что в 2008-м, когда весной взорвалась урна в парке Шевченко и от осколочных ранений пострадала девушка (кстати, так и не знаю – спасли ей глаз в больнице или не спасли?), подобной панической реакции не было.

Помню, киевская милиция, которая так и не нашла бомбиста, тогда ломала головы над разными версиями. То предполагали, что это был теракт неонацистов, которые праздновали день рождения Гитлера. То начали тормошить леворадикалов, вспомнив, что 22 апреля – день рождения Ленина. Наконец, склонились к самой простой версии – хулиганство.

Как-то спокойнее реагировала широкая общественность и на выходки макеевских террористов. А тут явно видно, что сработал «народный телеграф» пополам с «сарафанным радио», и за считанные часы новость о «хлопушке с витрины» внедрилась в умы обывателей в новом, грозном качестве – тихого ужаса.

Видимо, днепропетровские события все-таки сыграли свою психологическую роль. Кто случайно подзабыл, напомню, что 27 апреля, в период с 11:50 до 13:02, в Днепропетровске произошли 4 взрыва, из-за которых пострадали 30 человек, которые с травмами различных степеней тяжести были госпитализированы в больницы города. Травмированных было много, в том числе и серьезных. Одному мужчине оторвало руку.

Неужели на тихом хуторе Украина завелись злобные террористы? Каюсь, но еще год-два назад мне казалось, что Украина и террор – понятия не совместимые. Ну, откуда у нас может взяться основа терроризма? В царской России это было распространенное явление по двум причинам: во-первых, в начале 20-го века в Европе была своеобразная мода на террор (вспомним, что первая мировая война началась с сараевского убийства эрцгерцога Франца Фердинанда сербским гимназистом Гаврилой Принципом); во-вторых, это был способ общения идейной оппозиции с царской властью.

Неужели на тихом хуторе Украина завелись злобные террористы? Каюсь, но еще год-два назад мне казалось, что Украина и террор – понятия не совместимые. Ну, откуда у нас может взяться основа терроризма?

Но у нас такой оппозиции, которая будет бомбы подкладывать, нет. Ну, что ребята из БЮТ вылезут из своих «Мерседесов» и будут по урнам лазить? Да, у них одно на уме – чтобы не отобрали награбастанное в «оранжевый» период и включили в список недорого.

Или Яценюк начнет ползать на брюхе с бикфордовом шнуром? Да ему один раз средний палец показали – впечатление на всю жизнь осталось. Тоже мне – кролик-террорист.

Остаются исламские фундаменталисты и нацики-радикалы. Насчет фундаменталистов тема давняя. Помню, еще лет 10 назад, когда я писала преимущественно на криминальную тематику, нам, профильным журналистам, источники из спецслужб «сливали» информацию то про «Серых волков», то про «Рыжих арабов».

Позднее МВД (при Луценко) и СБУ (во главе с Наливайченко) даже передрались на тему, кто был виноват в утечке информации про какую-то группу «Ат Такфир аль-Хиджра». У этой «хиджры» были найдены то ли автоматы, то ли пистолеты, и, по слухам, они были связаны с каким-то «амиром по джихаду» по прозвищу Исмаил-Пуштун…

Все это, безусловно, было интересно, но выглядело как неубедительный детектив. Украина явно не тянет на площадку для мусульманского терроризма. Крымские татары могут пошуметь, потолкаться, когда их выгоняют с самозахваченных территорий или не дают строить мечеть, но это только для виду. Чтобы показать иностранным спонсорам картинки тяжелой борьбы. А то еще могут урезать благотворительную помощь, решив, что все проблемы решены.

Татары, как люди в своей основе коммерческие, склонны договариваться. Если бы они не договаривались, а воевали, в Крыму не было бы такого количества татарских ресторанчиков, татарских гостиниц, татарских пунктов проката всякой ерунды и вообще не было бы татар.

С праворадикальным терроризмом у нас тоже не сложилось. Какая страна, такие и теракты. Достаточно вспомнить пресловутых васильковских террористов из полудохлой организации "Патриот Украины", в составе депутата облсовета, соучредителя спортивного общества "Соловей" имени Романа Шухевича (одно название свидетельствует о глубине мысли) и парочки умственно и физически отсталых студентов. У них в офисе нашли какую-то взрывчатку. Но типа той, что прилепили на витрину магазина. Тротила в ней было столько же, сколько мозгов у рыбы.

Получается, что терроризма у нас как бы нет. Точнее, не было. Днепропетровские события показали, что ситуация за год изменилась. Кроме взрывов в городе на Днепре, есть и другие тревожные «звоночки», на которые народ просто не обратил внимания.

Вот, случайно в ленте новостей откопала такое себе будничное сообщение, что 17 мая в окрестностях Львова гаишники задержали микроавтобус с оружием. Дескать, на выезде из Львова в направлении города Золочева наряд ГАИ остановил для проверки документов "Форд Транзит" с номерами хмельницкой регистрации. За рулем автомобиля находился 29-летний житель Хмельницкой области, рядом сидел пассажир.

По мнению социопсихолога Елены Воробьевой, проблема заключается в хаосе. «Украина, как и другие страны, переживает сейчас непростой период предчувствия нового экономического кризиса

Они заметно волновались. Причины такого необычного поведения гаишники поняли сразу, как только заметили сквозь боковое стекло автомобиля несколько патронов, лежащих в обшивке дверей. Работники ГАИ при очевидцах провели поверхностный осмотр микроавтобуса и обнаружили в салоне запрещенные предметы – гранату, патроны к мелкокалиберной винтовке, охотничий нож и еще какую-то ерунду.

Мелочь, конечно, по сравнению с тем арсеналом, который в лихие 90-е перевозили крутые парни на подержанных иномарках. Но с другой стороны, зачем хмельнитчанам граната? Рыбу глушить? А патроны? Зайцев стрелять? А сколько микроавтобусов с более серьезной «начинкой» ГАИ пропустило? И куда они приехали?

Ведь тот самый расстрел в центре Киева, который ничуть не взбудоражил бабушек, совершили ребята с вполне взрослым набором огнестрельного оружия. Где-то же они его взяли, откуда-то же привезли? И, судя по тернопольским номерам на «Ладе» пострадавших, деньги везли из Западной Украины или в Западную Украину. И все это, обратите внимание, происходит в течение двух дней.

Более того, в те же дни, а точнее 18 мая, по всем СМИ прошла еще одна изумительная новость «в тему»: на ремонтном заводе в Киеве украли 85 танковых пулеметов. Цитирую: «В Киеве украли восемьдесят пять танковых пулеметов Калашникова. Об этом сообщили в военной прокуратуре. Оружие незаконно продали более чем за миллион гривен сотрудники Ремонтно-механического завода. Они подделали документы – якобы пулеметы принадлежат их предприятию. Хотя на самом деле они здесь были всего лишь на хранении. Прокуратура уже возбудила уголовное дело. Если вина представителей завода будет доказана – им грозит до пятнадцати лет тюрьмы. Кто покупал оружие, в военной прокуратуре пока не сообщают. Но говорят, что знают, где оно находится сейчас…».

По слухам, пулеметы не украли, их просто нелегально сбыли за границу и списали. Но сам факт: 85 (!) танковых пулеметов Калашникова ушли, не попрощавшись. О чем это говорит? О том, что по части учета и хранения оружия у нас полный бардак. Поэтому обзавестись им при очень большом желании и определенных финансовых возможностях достаточно просто.

А дальше все зависит от полета фантазии. Вот появится маньяк-теоретик типа Брейвика, который захочет, чтобы его услышали, и для этого расстреляет с десяток человек. Брейвик расстрелял 70 норвежцев, чтобы привлечь внимание остальных, занятых личными хлопотами, к острой проблеме роста арабского населения в стране. У нас кому-то может не понравиться законодательство, цены на бензин, партнер по бизнесу или начальник ЖЭКа. А, может, просто с работы уволят и терпение лопнет.

По мнению социопсихолога Елены Воробьевой, проблема заключается в хаосе. «Украина, как и другие страны, переживает сейчас непростой период предчувствия нового экономического кризиса, – говорит она. – В этих условиях даже сильные нации страдают брожением умов. А Украина тем более. У нас нет крепкой национальной идеи, нет безупречной политической структурированности, нет грамотно воспитанного самосознания общества. Политическая система ходит ходуном. Внутрипартийные конфликты постоянно выносятся на всеобщее обозрение. Бизнес чувствует тотальную неуверенность в завтрашнем дне. Средний класс из-за этого не может планировать свое будущее и страдает от пессимизма. А несостоявшиеся члены общества и вовсе могут впасть в состояние социального психоза. Эти условия весьма благоприятны, чтобы в обществе завелись так называемые бесы (от названия романа Достоевского о психологии террористов, – автор). Которые захотят совершить что-то экстраординарное не за тем, чтобы их услышали, как Брейвика, а ради выплеска накопившихся эмоций…».

Можно ли от этого застраховаться? Наверное, нет. Но в любом случае население нужно успокаивать, как маленького ребенка, считают эксперты. По мнению директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, лучшей профилактикой терроризма является возвращение украинскому обществу представлений об общечеловеческих ценностях, возвращение нормального представления о добре и зле. «Нужно не допускать, чтобы наше мышление становилось криминальным», – говорит он.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам