Стокгольмский арбитраж: большой деБИЛЬДинг Яценюка?

Юридическое сообщество Украины пребывает в томительном ожидании, кого «Нефтегаз» выставит представлять наши интересы в газовом споре с Россией. Многие специалисты стали изучать контракт. И… приуныли. Победные реляции Арсения Яценюка о том, что шансы выиграть у России очень высоки, мягко говоря, не соответствуют правовой действительности. По слухам, кто-то убедил премьера, что нам поможет большой друг украинской революции Карл Бильд – шеф МИДа Швеции. Но, как выяснилось, Бильд Стокгольмскому арбитражу не указ. Судить он будет строго по контракту. А его не дураки составляли…
Недавно Арсений Петрович снова отправился на войну. Газовую. С Россией. Злые языки утверждают, что именно он сорвал переговоры в Киеве. Наутро после сорвавшихся переговоров, на которые вернулся уже покинувший их Миллер (!), Яценюк сказал, что «на российское давление мы поддаваться не будем и по ночам с ними всякие бумаги подписывать не будем; потому что эти бумаги могут миллиардами долларов вылезти».

Также он заявил, что Украина не будет ежегодно дотировать «Газпром». «Мы не будем дотировать российский «Газпром», чтобы Россия покупала на эти средства оружие, танки, самолеты и бомбила украинскую территорию», – сказал премьер.

Позднее, когда в Верховной Раде рассматривался вопрос реформы ГТС, Яценюк выдал еще один перл о том, что вхождение европейских компаний в состав оператора ГТС Украины остановит реализацию проекта «Южный поток». Так как в нем не будет необходимости после модернизации ГТС силами компаний из Евросоюза и США.

Журналисты тут же вспомнили, что в начале июня Арсений Яценюк призывал ЕС заблокировать проект строительства «Южного потока», так как этот российский проект направлен на повышение энергозависимости ЕС от России.

Недавно Арсений Петрович снова отправился на войну. Газовую. С Россией. Злые языки утверждают, что именно он сорвал переговоры в Киеве. Наутро после сорвавшихся переговоров, на которые вернулся уже покинувший их Миллер (!), Яценюк сказал, что «на российское давление мы поддаваться не будем

Финансовый аналитик Александр Охрименко полагает, что все эти выпады «куливлоб» – предвыборный PR, который продлится до осени, а потом в пожарном порядке придется договариваться и платить. «Пока лето, промышленность стоит, можно перекрыть потребности из запасов. Но так жить долго не получится», – считает аналитик. Он также добавил, что в Меморандуме Украины с МВФ указана цена $385 за тыс. кубов.

Эту же информацию подтверждает и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Да, в меморандуме МВФ указана цена для Украины в текущем году $385, – говорит он. – Хотя я думаю, что реально она где-то в пределах $350-380 за тыс. кубометров. Польша, если не ошибаюсь, платит $380, Словакия приблизительно столько же, Молдова платит примерно $350, но в Молдове половина газотранспортной системы принадлежит «Газпрому». А Литва вообще с 1-го июля вроде будет платить $470…».

Поэтому, отмечают специалисты, надеяться, что по итогам суда мы получим $268,5 за тысячу кубометров – наивно. Скорее всего, будет та же цифра, которая звучала на переговорах. Но к ней добавятся немалые расходы на судебный процесс и юридическое обеспечение.

Для справки. Как сообщалось в СМИ, Россия предлагала нам $385 за тыс. кубометров, Украина потребовала сезонного формирования цены и попыталась включить в переговорный процесс дополнительные вопросы; в частности, о пересмотре транзитного договора. На что глава «Газпрома» сказал: «Это свидетельствует, что транзитные риски Украины повысились?», намекая на войну и аварии на наших трубопроводах.

Кстати, о юристах. Специфика их работы в том, что они заинтересованы в наличии у клиента проблем, которые можно решить в суде. Точно так же, как врач материально заинтересован, чтобы мы болели, собственники стекольных производств – чтобы в Славянске не осталось ни одного целого окна, а похоронный бизнес… Сами понимаете. И тут нет ничего парадоксального.

Проблема лишь в том, что «Нафтогаз», который лихорадочно консультируется со всеми структурами, имеющими опыт международного арбитража, должен найти юридическое решение вопроса, который Яценюк рассматривает с политической точки зрения.

В кулуарах власти бытует версия, что, находясь в состоянии эйфории от успехов в «собирательстве кредитов» на Западе, Арсений Петрович почему-то решил, будто решение в Стокгольмском арбитраже будет подарено нам, как медаль за заслуги в евроинтеграции

В кулуарах власти бытует версия, что, находясь в состоянии эйфории от успехов в «собирательстве кредитов» на Западе, Арсений Петрович почему-то решил, будто решение в Стокгольмском арбитраже будет подарено нам, как медаль за заслуги в евроинтеграции. Дескать, за то, что кровь на майдане проливали. И более того, что за нас похлопочет сам великий друг украинской революции, министр иностранных дел Швеции Карл Бильд.

Но одно дело писать в «Твиттере» о своей любви к Украине и о необходимости применять санкции к России, другое – вмешиваться в международное правосудие. Арбитраж Стокгольма не зря носит «титул» международного. Это означает, что местным органам власти Швеции он не починяется. Но даже если предположить, что судья, который будет рассматривать наше дело, большой друг, кум, сват или брат Бильда, это никоим образом не повлияет на его стремление судить по справедливости. Мы не в Украине, и не в России, где судебная система одинаково коррумпирована. А в Европе. А там судопроизводство политическими заказами не занимается. В чем уже не раз убеждались отечественные и российские олигархи.

Посему вопрос победы или проигрыша лежит исключительно в юридической плоскости. Эксперты говорят, что требования Украины о справедливой цене, видимо, подразумевают привязку к ценам спотового рынка. Якобы кто-то расписал Арсению Петровичу такую стратегию: дескать, сейчас снимут эмбарго с Ирана, цены на нефть упадут, по контракту цена на российский газ привязана к мировым ценам на нефть, и мы выигрываем свои $268,5.

«Трудно сказать, кто может культивировать такую глупость, – отмечают юристы, – поскольку арбитраж никогда не гадает на кофейной гуще, какая цена справедлива на данный момент. А если не эмбарго с Ирана снимут, а санкции против России введут? И сразу цены на нефть повысятся, ибо на рынке образуется ее дефицит. Поэтому арбитраж судит только по одному принципу: он берет контракт, берет иски сторон и определяет – кто контракт нарушил, а кто нет. К слову, таким образом в Стокгольме выиграл Фирташ в 2010 году, когда Тимошенко забрала 11 млрд. кубометров газа, принадлежавшие «РосУкрЭнерго». Нам тогда присудили отдать этот газ собственнику».

В данной ситуации, по мнению специалистов, Стокгольмский арбитраж будет рассматривать требование Украины о возможности установления так называемой справедливой (рыночной) цены только в случае, если это было предусмотрено непосредственно соглашением

В данной ситуации, по мнению специалистов, Стокгольмский арбитраж будет рассматривать требование Украины о возможности установления так называемой справедливой (рыночной) цены только в случае, если это было предусмотрено непосредственно соглашением. «Я просмотрел все документы, связанные с контрактом 2009 года, подписанным Тимошенко и Путиным, но не нашел там ничего подобного», – сказал нам знакомый юрист из крупной международной компании.

Его мнение публично подтверждают и другие коллеги. Адвокат юридической фирмы «Лавринович и Партнеры» Анна Буквич в интервью агентству «Интерфакс-Украина» также отмечает, что Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма сможет доказать возможность применения справедливой (рыночной) цены на газ в случае, если ее установление было предусмотрено контрактом.

«При отсутствии текста иска, как и текста самого договора, делать какие-либо предположения достаточно сложно. Однако можно предположить, что, скорее всего, справедливая цена в иске «Нафтогаза» фактически является рыночной ценой. Вероятнее всего, для целей арбитража возможность установления такой справедливой (рыночной) цены должна быть предусмотрена непосредственно соглашением. В ином случае, если установление справедливой (рыночной) цены не предусмотрено, доказать возможность ее применения будет достаточно сложно, – говорит Буквич. – Таким образом, если Стокгольмский арбитраж в процессе толкования соглашения установит, что «Нафтогаз» осуществлял оплату в соответствии с действующим соглашением, то маловероятно, что у «Нафтогаза» будет возможность взыскать переплату за оплаченный газ», – сказала она, комментируя перспективы взыскания компанией переплаты $ 6 млрд.

При этом Буквич, как и другие юристы, подтвердила правильность мнения о том, что Бильд нам не поможет. По ее словам, на решения арбитражного суда никогда не влияет политическая конъюнктура, и они будут приниматься исключительно исходя из условий соглашения.

Кто же тогда так взбодрил Арсения Петровича в «партию газовой войны» в правительственной команде. По информации из осведомленных источников, это, скорее всего, были юристы, которые будут оказывать нам свои дорогостоящие услуги в судебном процессе. В частности, говорят, что украинский иск будет поддерживать норвежская юридическая фирма «Викборг Рейн», в составе которой есть несколько русскоговорящих адвокатов.

Раньше в Интернете была русскоязычная страница «Викборг Рейн», где говорилось, что фирма уже представляли интересы клиентов в международных переговорах по покупке природного газа и международных арбитражных судах, содействовала в нескольких крупных трансграничных приобретениях и проведении юридических экспертиз. Также там было сказано, что юристы русского отдела «обладают комплексным опытом в спорных и неконфликтных делах в сферах строительства, машиностроения и инфраструктуры, требующих знания русского языка и/или опыта в вопросах, касающихся России и Украины».

Но когда мы зашли в Интернет, оказалось, что эта страница куда-то пропала. Интересно, почему?

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам