Легенда ProZorro или реальная борьба с коррупцией?

О широко разрекламированной системе электронных закупок ProZorro – реформаторской гордости МЭРТ, «Версии» неоднократно писали. В т.ч. Подробно в статье «Грузинские советники Абромавичуса реформируют госзакупки в Украине по образцу… Албании».

Но с 1 августа дискуссии о том, гарантирует ли компьютерный выбор самой низкой цены качество без коррупции, прекращаются: согласно закону «О публичных закупках», все тендеры должны проводиться через ProZorro. Поэтому мы решили еще раз взглянуть на данную тему глазами специалиста…

Закон Украины № 922-VIII от 25.12.15 «О публичных закупках» устанавливает норму, согласно которой все сверхпороговые государственные тендеры (больше 200 тысяч грн для товаров, и больше 1,5 млн. грн для услуг) теперь должны проводиться исключительно через электронную систему ProZorro.

Как говорится в сообщении на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ), таким образом ProZorro становится обязательным для всей страны – в том числе для местных органов власти, коммунальных предприятий и других организаций, которые используют средства налогоплательщиков.

ProZorro – это, по сути, центральная база данных, где осуществляются транзакции и хранятся все данные о госзакупках. Также в эту IT-систему входят площадки, которые обеспечивают доступ к упомянутой базе данных

Вместе с тем, в МЭРТ подчеркнули, что использование ProZorro для закупок стоимостью до 200 тыс. грн на товары и услуги и до 1,5 млн. грн. на работы (допороговый уровень) является добровольным, хотя и весьма желательным. Ранее, с 1 апреля, в ProZorro перевели все свои сверхпороговые тендеры центральные органы власти, крупные госпредприятия и естественные монополисты.

Итак, ProZorro – это, по сути, центральная база данных, где осуществляются транзакции и хранятся все данные о госзакупках. Также в эту IT-систему входят площадки, которые обеспечивают доступ к упомянутой базе данных.

Чтобы приступить к работе с публичными закупками, участнику или заказчику нужно зарегистрироваться на одной или нескольких электронных площадках. На сегодняшний момент их насчитывается восемь: Держзакупівлі онлайн, Smart tender, ПриватМаркет, zakupki.com.ua, Newtend, Zakupki.prom.ua, E-tender, Public Bid. Отличаются они преимущественно набором функций, тарифными планами и дизайном.

После регистрации на электронной площадке открывается возможность участвовать или проводить процедуры публичных закупок.

Закупки проходят в форме аукциона. Заказчик объявляет о закупке и устанавливает срок, в течение которого потенциальные поставщики могут задавать вопросы касательно закупки. После периода уточнений поставщики вносят в систему свои ценовые предложения, которые никто не видит.

Затем проходит три раунда по понижению цены между участниками. При этом названия компаний-участниц раскрываются уже после последнего раунда, когда известна самая низкая цена.

При сверхпороговых закупках, кроме открытого редукциона (торгов с понижением), в некоторых случаях предусмотрены переговорная процедура и конкурентный диалог.

Украинский кризисный медиа-центр проанализировал информацию о завершенных тендерах по закупке товаров и услуг для учебных заведений, которые состоялись в ProZorro с начала 2016 года и до момента полноценного запуска системы с 1 августа

Недавно Украинский кризисный медиа-центр проанализировал информацию о завершенных тендерах по закупке товаров и услуг для учебных заведений, которые состоялись в ProZorro с начала 2016 года и до момента полноценного запуска системы с 1 августа.

Притом, что распорядители бюджетных средств, за исключением центральных органов власти, которые в обязательном порядке начали работать через ProZorro с 1 апреля 2016 года, осуществляли закупки добровольно, и большинство из них являются допороговыми (товары на сумму до 100 тыс. грн., услуги – на сумму до 1 млн. грн.), результаты как бы впечатляют: сэкономлено более 70 млн. грн., средний процент экономии – более 16%, заключено более 9600 контрактов.

Так, по данным создателей системы, услуги ремонтных работ, закупленных через ProZorro, обошлись в среднем почти на четверть дешевле от ожиданий заказчика, мебель – дешевле на 20%, строительные работы удалось удешевить на 12%, закупки компьютерной, офисной, телекоммуникационной техники обошлись местному и государственному бюджетам на 15%, продукты питания – почти на 16% дешевле;

ТОП-3 областей по среднему проценту сэкономленных средств (по данным подписанных контрактов): Черновицкая (20,01%), Николаевская (19,48%), Днепропетровская (19,43%).

ProZorro гордится тем, что в регионах появилась так называемая сеть «агентов перемен», которые ведут тренинги по работе с системой среди чиновников, бизнесменов и журналистов в разных городах.

Однако, вся эта широко разрекламированная бочка реформаторского меда не обходится без ложки дегтя. И не одной.

Среди основных проблем новой системы … страх и недоверие украинцев к государству и его инициативам, отчего любые новеллы воспринимаются с опасением. Особенно, связанные с деньгами.

Проблема заключается в том, что у системы есть слабые места, и их пытаются использовать как недобросовестные бизнесмены, так и ушлые чиновники. В МЭРТ неоднократно жаловались на злоупотребления внутри системы

Предприниматели боятся неоплаты от казны за предоставленные товары или услуги. Соответственно, чем меньше бизнеса участвует в торгах, тем меньше конкуренция, тем меньше эффективность тендеров.

«Анализ данных внутренней системы bi.ProZorro показал, что 72,5 % закупок имеют низкую конкурентную активность», – сообщает пресс-служба Transparency International Ukraine со ссылкой на данные центра «Эйдос». Чтобы успокоить потенциальных участников тендеров, в ProZorro не так давно появилась функция контроля оплаты по договорам публичных закупок. Почему только сейчас, а не раньше?

Следующая проблема заключается в том, что у системы есть слабые места, и их пытаются использовать как недобросовестные бизнесмены, так и ушлые чиновники. В МЭРТ неоднократно жаловались на злоупотребления внутри системы.

Наиболее популярная схема – разрыв тендера с победителем, предложившим низкую цену. Например, «Морской торговый порт "Южный», проводя тендер с бюджетом 360 тыс. грн. и имея возможность сэкономить 58%, на следующий день после завершения конкурса дисквалифицировал сразу 12 участников и заключил контракт на 337 тыс. грн. с другой компанией, которая даже не торговалась.

Еще один прием – заказчики ограничивают сроки подачи предложений и проводят тендеры… ночью. Самый яркий пример – закупка постельного белья «Укрзализныцей».

Компания объявила о проведении электронных торгов 24 ноября в нерабочее время, обязав поставщиков подать все документы до 8 утра следующего дня. Пришлось, правда, дисквалифицировать одну из трех фирм, успевших податься. Чтобы не проводить торги, заказчики разбили одну закупку на четыре, стоимостью до 1 млн. грн.

К существенным недостаткам системы можно отнести то, что она позволяет давать нечеткое описание предмета закупки и вводить в заблуждение участников, что искусственно снижает конкурентность. Примером может послужить нашумевший скандал со швабрами.

Будем надеяться, что Черчилль не ошибался, и координаторы ProZorro не потеряют энтузиазм в борьбе с нашим общим главным врагом – коррупцией. Хотя повод для пессимизма так же есть, учитывая, что ни всенародная огласка, ни угроза ареста «в прямом эфире» не помогают умерить нескромные аппетиты наших чиновников

Так, в Киевском городском клиническом онкологическом центре во время закупки профессиональных немецких швабр Vermop было указано, что предметом закупки является «устройство с держателем и насадкой». Предложение в указанном тендере подал только один участник. 50 «устройств» было приобретено за 123 тысяч гривен (по 2,5 тысячи за швабру).

С заполнением тендерной документации по-прежнему возникает много проблем. Как неумышленных, когда заказчик не умеет правильно прописать то, что ему нужно, так и специально выписанных под конкретных поставщиков. Таким нехитрым способом нивелируется сама идея реформы: максимальное уменьшение влияния государства на процесс закупок, усиление конкуренции и снижение уровня коррупции

P.S. Как говорил Уинстон Черчилль: «Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». В этом плане ProZorro можно считать успешным проектом, который двигается, несмотря на явные недоработки, а в мае завоевал престижную международную премию в области публичных закупок World Procurement Awards 2016.

Пока трудно оценить, насколько действенной окажется его формула экономии бюджетных средств, но то, что госзакупки стали прозрачнее, – очевидно. Ведь именно благодаря данному сервису украинцы смогли наблюдать за тем, как убыточный «Нефтегаз» повышает тарифы, а потом на заработанные деньги демонстративно покупает очередной бронированный Mercedes Benz за 5 млн. грн.

И хотя из-за массовых возмущений и дискуссий в СМИ данный тендер отменили, этот случай лишь капля в море. Но… будем надеяться, что Черчилль не ошибался, и координаторы ProZorro не потеряют энтузиазм в борьбе с нашим общим главным врагом – коррупцией. Хотя повод для пессимизма так же есть, учитывая, что ни всенародная огласка, ни угроза ареста «в прямом эфире» не помогают умерить нескромные аппетиты наших чиновников. Пока…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам