Гонтарева – Яценюк: кто будет директором кладбища банков?

Как минимум два известных экономических обозревателя, осведомленность которых не вызывает сомнений, сообщили о высокой вероятности отставки Валерии Гонтаревой с поста главы НБУ и возможной замене ее на Арсения Яценюка. Банковая «соображает на троих» новую коалицию. А ничего так не скрепляет политическую дружбу, как распиливание высоких должностей и прилагающихся к ним «бабок».

Но, учитывая состояние банковской системы, интрига вокруг ротаций в Нацбанке – это танцы вокруг должности директора кладбища, где зарыты деньги…

Еще 22 февраля обозреватель “Українських Новин” Юрий Дощатов в статье про переговоры с МВФ упомянул возможность отставки главы НБУ Валерии Гонтаревой и министра финансов Александра Данилюка. Ссылаясь на осведомленный источник, он написал, что "изменения могут произойти в контексте укрепления коалиции в Верховной Раде".

Под формулировкой об “укреплении коалиции” подразумевается “любовный треугольник” – БПП, “Народный фронт” и Радикальная партия, где главным обделенным участником считает себя не Ляшко, а бородатый с недавних пор Арсений Яценюк.

В субботу в “Зеркале недели” появилась другая статья – обозревателя Юрия Склотяного о “переменах на поле чудес”, где он выложил некоторые детали по теме возможной ротации в Кабмине.

Склотяный поведал, что “разговоры о скором уходе с должности главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой циркулируют уже как минимум несколько месяцев. На нынешней неделе об этом начали писать информационные агентства. Правда, пока не как о свершившемся факте, а как о высокой вероятности… По информации ZN.UA, о своем твердом намерении это сделать она сообщила президенту Петру Порошенко по окончании отпуска в начале января с.г. …Также г-жа Гонтарева поставила в известность о своем намерении директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард в ходе состоявшегося в середине февраля визита в американскую столицу, который в Национальном банке старались не афишировать…. О намерении уйти уже было объявлено ее заместителям”.

Вижу только одну объяснимую причину прощания с “белыми уггами” – необходимость ублажить Яценюка при создании “тройственного союза”. Глава Нацбанка – это лучше, чем отставной козы барабанщик. Пусть даже он уже был главой НБУ (точнее, и.о. главы) после ухода Сергея Тигипко в штаб Януковича в 2004 году. Был и что с того?

Как и коллега Дощатов, Склотяный называет главным претендентом на преемника Гонтаревой Арсения Яценюка, но уточняет, что сам “кандидат имеет несколько иные, более высокие амбиции, видя себя премьер-министром после календарных парламентских выборов”.

Одним из мотивов такого решения может быть то, что Яценюк сейчас консультирует Владимира Гройсмана, а его фракция, вступив в коалицию с БПП и Ляшко, поможет заблокировать голосование по отставке премьера. Для Банковой это, с одной стороны, хорошо, а с другой – плохо, если встанет вопрос выдворения премьера, как это уже было с Яценюком год назад. Называются, правда, и другие кандидатуры на пост главы Нацбанка, но они выглядят маловероятными.

Что касается причин, то всякого рода детективные трактовки типа “НБУ не получает поддержки от ГПУ” и “НБУ устал обороняться от атак (и в том числе информационных)” кажутся мне беллетристикой, далекой от реальности. Уголовными делами руководство НБУ не удивишь и не напугаешь. У них редкий зам или директор департамента не ходит на допросы. Но еще никогда это не мешало красиво и по-крупному воровать. Информационные атаки? Мне наоборот показалось, что после национализации “Приватбанка” словесный пыл врагов Гонтаревой во главе с журналистом Александром Дубинским пошел на спад. Как-то все стало даже очень скучно.

Поэтому вижу только одну объяснимую причину прощания с “белыми уггами” – необходимость ублажить Яценюка при создании “тройственного союза”. Глава Нацбанка – это лучше, чем отставной козы барабанщик. Пусть даже он уже был главой НБУ (точнее, и.о. главы) после ухода Сергея Тигипко в штаб Януковича в 2004 году. Был и что с того?

Может ли Яценюк не хотеть входить в одну воду дважды? А в честь чего ему не хотеть? Все эти жеманства насчет “видит себя премьером” и т.д. – это не просто журавль в небе, это спутник в космосе.

“Народному фронту” нужно уже очень мастерски извернуться, чтобы Арсений Петрович в обозримом будущем вернулся на старое место в своем новом facе-ребрендинговом виде. Напомню, что его выпихнули из премьерского кресла всего лишь год назад и очень жесткими подсрач…ми. Поэтому, как говорят в маленьких еврейских городках, “Сеня, бери шо дают, будут лупить – беги”.

Теперь интересно взглянуть на хозяйство, которое может достаться новому-старому руководителю в случае достижения договоренности о “перестановке кроватей в борделе”. Банковский рынок Украины после “очистительных процедур” Гонтаревой выглядит слегка “сморщенным”.

По данным «Forbes-Украина», количество закрытых государством банков к январю 2017 года составило 148 наименований. Самый бурный “сезон закрытий” приходится на время правления Нацбанком Гонтаревой, когда были отозваны лицензии и начата ликвидация свыше 80 банков.

На сегодняшний день банковская система не наращивает кредитование экономики, а уменьшает его. Задолженность по кредитам за год сократилась, та же ситуация с депозитами. По данным НБУ, за 2016 год было предоставлено кредитов 965 млрд. грн., сейчас – 949 млрд. грн. То есть основная функция банковской системы не выполняется

“С рынка ушли крупные банки, которые так и не восстановились после кризиса 2009 года: “Надра” (реальный владелец Дмитрий Фирташ), “ВиЭйБи” и “Финансовая инициатива” (Олег Бахматюк), “Дельта” (Николай Лагун), «Брокбизнесбанк» (Сергей Курченко), “Финансы и кредит” (Константин Жеваго)…

Вновь повторилась ситуация, когда заемщики были опрокинуты в дефолт, а банкам было необходимо формировать непосильные резервы. Разгул инфляции пришлось гасить через монетарный голод. Многие владельцы финансово-промышленных групп, поставленные перед фактом реальной докапитализации своих банковских структур, отказались от поддержки банков”, – отмечает издание.

Далеко не все специалисты хлопают в ладоши от такого результата. Глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко в своем недавнем интервью, озаглавленном “Гонтарева термоядерным ударом уничтожила банковскую систему Украины”, практически “спел” банковскому сектору “похоронный марш”.

"На сегодняшний день банковская система не наращивает кредитование экономики, а уменьшает его. Задолженность по кредитам за год сократилась, та же ситуация с депозитами. По данным НБУ, за 2016 год было предоставлено кредитов 965 млрд. грн., сейчас – 949 млрд. грн. То есть основная функция банковской системы не выполняется. Она сегодня напоминает расчетно-кассовый центр с задержкой платежей по целому ряду банков. Финансовое состояние, состояние качества кредитного портфеля в банковской системе ухудшаются", – сказал глава Ассоциации украинских банков

Но свято место пусто не бывает. Если в одном сообщающемся сосуде убыло, то в другом должно прибыть. Убыло у нас частного банковского капитала, прибыло государственного. Большая часть исследований говорит о том, что после национализации “Приватбанка” и закачки туда “дутых” госресурсов (через облигации) государственные банки у нас занимают 54% по объему капитала. Еще 35% – это банки с зарубежным капиталом (в том числе банки с европейским, российским и даже с китайским). И только 11% – банки с частным украинским капиталом.

Национальный институт стратегических исследований (НИСИ), оценивая состояние банковской системы, отмечает что уровень присутствия банков с иностранным капиталом у нас очень высокий. По их данным (по состоянию на 01.10.2016 года) доля присутствия иностранного капитала в уставном фонде банковской системы составляет не 35%, как пишет большинство аналитиков, а все 56%.

23 февраля 2017 года Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект №6010. Он предусматривает, что те отечественные голодранцы, которые не смогут выполнить требования регулятора по увеличению уставного капитала до 11 июля 2017 года до 200 млн. грн., обязаны слиться с подобными себе

Это превышает пороговое значение – 40%, определенное «Методическими рекомендациями по расчету уровня экономической безопасности Украины», которые приняло МЭРТ. Александр Сугоняко в свою очередь считает, что наиболее экономически выгодный для Украины уровень присутствия иностранного капитала в банковской системе – не более 30%.

Но и это еще не все. По подсчетам НИСИ, финансовое положение банков с украинским капиталом и банков с иностранным отличается разительно. Естественно, не в нашу пользу. Так, банки иностранных групп за 9 месяцев 2016-го увеличили объем оплаченного уставного капитала на 56,6 млрд. грн. – до 143,0 млрд. грн. А банки с капиталом украинского происхождения увеличили только на 1,4 млрд. грн – до 121,3 млрд грн. Да и то их капитал большей частью виртуальный, превращенный в депозитные сертификаты НБУ.

При этом (патриотов прошу отвернуться от монитора компьютера) крупнейшими по размеру оплаченного уставного капитала инвесторами в банковскую систему Украины являются… банки России (33% всего уставного капитала банковской системы Украины). Далее идут банки Италии (7%), Кипра (3%), Австрии (2%), Венгрии (2%), Франции (2%) и Греции (2%).

Под возможный занавес своей работы в НБУ Валерия Гонтарева решила осуществить последнюю пластическую операцию на банковском организме страны под условным лозунгом: “Сшивает из нескольких недобанков один”.

23 февраля 2017 года Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект №6010. Он предусматривает, что те отечественные голодранцы, которые не смогут выполнить требования регулятора по увеличению уставного капитала до 11 июля 2017 года до 200 млн. грн., обязаны слиться с подобными себе.

Впрочем, не факт, что это уже поможет. Ибо весь комплекс мер, осуществляемых в последнее время властью, начиная от национализации “Приватбанка” и заканчивая слежкой за карточными операциями физлиц и малого бизнеса, ведет к тому, что у нас формируются две отдельные системы – финансовая (денежная) и банковская. То есть деньги начинают себя увереннее чувствовать за стенами банков.

Банки, оставшиеся в этих условиях без денег, с одними депозитными сертификатами НБУ, превращаются в своего рода артерии, из которых вытекла кровь. Те из них, кому негде взять финансирование, помрут сами или с помощью Нацбанка. Имеющие внешние источники поступления средств, возможно, выживут, благодаря переливанию финансовой крови из других банков международной группы.

На финише это приведет к тому, что случилось, например, в Венгрии, где местной банковской системы не осталось как таковой – ее поглотили более мощные европейские банки. Нам на экспансию европейцев рассчитывать не стоит. Китайцы вместе с русскими, возможно, подберут дохлые остатки. Европейцы вряд ли.

Стоит ли в этих условиях завидовать тому, кто сменит Гонтареву, или самой Гонтаревой, если она останется? Это вопрос из разряда: вызывает ли у вас зависть должность директора кладбища, где покойнички иногда “откапываются”, а на аллеях то и дело происходят перестрелки?..

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам