Сколиоз украинской экономики

Недавно на сайте Минэкономразвития и торговли появились годовые отчеты крупнейших госкомпаний за прошлый год. Самыми прибыльными оказались монополисты, которые жируют за счет повышения тарифов. Такая же ситуация в реальном секторе в целом: лучше всего чувствуют себя торговля, СТО, аптеки и общепит. Те сферы, которые ничего не производят, а торгуют или обслуживают. Промышленность в тотальных убытках. Сельское хозяйство «в тени». Вот вам и ответ на перефразированный некрасовский вопрос: кому в Украине жить хорошо?

Согласно опубликованным результатам за 2017 год, портфель из ста крупнейших государственных компаний Украины получил чистую прибыль в размере 44,4 млрд. грн., что почти на 38,5% больше, чем в 2016 году.

Чистая прибыль "Нефтегаза" в прошлом году составила 39,3 млрд. грн. (17,8 млрд. грн. в 2016 году): это 88,5% от всех прибылей госкомпаний. Среди самых прибыльных компаний Администрация морских портов – 3,6 млрд. грн. (на 6,5% меньше, чем в 2016 году), аэропорт “Борисполь” – 1,7 млрд. грн. (на 25% больше, чем в 2016 году) и "Центрэнерго", который увеличил прибыль в пять раз по сравнению с 2016 годом – до 1,9 млрд. грн. Это даже выше, чем чистая прибыль “Укрэнерго” за 2017 год – всего 1,7 млрд. грн. Вдвое меньше, чем в 2016-м.

Что их всех объединяет? Они монополисты. Живут за счет тарифов. Повысили тарифы на электроэнергию, вот "Укрэнерго" и в плюсе. О тарифах аэропорта "Борисполь" я молчу. Мелкие авиакомпании удрали оттуда в крошечные “Жуляны” и там все лето толпились, мешая друг другу на взлетной полосе. Отсюда и пресловутый летний авиаколлапс. “Нефтегаз” – отдельная тема. Почему “Нефтегаз” такой богатый? Потому что тарифы на газ высокие. Чем выше тариф, тем больше денег у “Нефтегаза”. У монополий все просто.

В то же время предприятия электроэнергетической отрасли в 2017 году снизили прибыль на 33% – до 4 млрд. грн. Главным образом за счет чистого убытка НАЭК “Энергоатом” – свыше 1,3 млрд. грн. И здесь, как у всех монополистов, “пан или пропал” зависит от тарифа. “Энергоатому” выставили самый низкий тариф из всех отраслей энергетики (самый высокий у тепловиков, у них же “Ротттердам плюс” и прочие “штуки”, – автор), и вот результат. Поднимут тариф – будет НАЭК в шоколаде.

Угольная промышленность получила 3,1 млрд. грн. убытков. Предприятия химической отрасли тоже в минусе, хотя сократили убыток на 60%, до 1,3 млрд. грн. по сравнению с 3,2 млрд. грн. в 2016 году.

Нарочито портит статистику главный “убытчик” страны "Укртрансгаз" (минус 24,8 млрд. грн.), который теперь отделился от мегаприбыльного “Нефтегаза” и превратился в предприятие с колоритным названием МГУ. Как можно так “самоубийственно” транспортировать российский газ? Это вопрос к бухгалтерии компании. Наверное, пытались доказать, что тарифы на транзит им малы

Резко ухудшился финрезультат предприятий машиностроительной отрасли, прибыль которых сократилась почти на 86% – с 5 млрд. грн. в 2016 году до почти 0,7 млрд. грн. в 2017 году. Немногим лучше дела у госпредприятий транспортной отрасли – их прибыль составила 5,5 млрд. грн., тогда как в 2016 году был зафиксирован убыток в размере 4 млн. грн. Но исключительно за счет повышения тарифов.

Там, где тарифы роли не играют, прибыли нет вовсе. Предприятия угольной промышленности завершили 2017 год с убытками в 3,1 млрд. грн. Хотя министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик обещал к концу 2017 года сократить убытки на госшахтах до 400 млн. грн.

А вот госпредприятия химической отрасли улучшили результат почти на 60% – до 1,3 млрд. грн. в 2017 году по сравнению с убытком 3,2 млрд. грн. в 2016 году. Но все равно, как видим, в глубоком минусе. Также ухудшилась ситуация в казенных предприятиях машиностроительной отрасли. Их прибыль сократилась почти на 86% – с 5 млрд. грн. в 2016 году до 0,7 млрд. грн. в 2017-м.

Ну, и вишенка на торте – пищевая промышленность и сельское хозяйство, которые на своих плечах держат экспорт великой аграрной державы: они закончили 2017 год с убытками на уровне 1,2 млрд. грн., что вдвое больше показателя 2016 года. Не могу понять, как им это удалось. Хотя, если учесть, что лишь одна ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация» умудрилась набрать 1,5 млрд. грн. убытков, цифра кажется даже заниженной.

Ситуация в госпредприятиях практически полностью совпадает с общей картиной в экономике страны. Так, по данным ежегодного рейтинга “БизнесЦензора”, 1,8 млрд. грн. убытков показал крупнейший производитель и экспортер (по квотам ЕС) курятины – «Мироновский хлебопродукт». И это при том, что холдинг МХП – лидер по объему аграрных госдотаций.

Впрочем, из 6,3 млрд. грн. дотаций, заложенных в бюджет 2018-го, из которых 4 млрд. грн. должны идти на поддержку животноводства, по состоянию на сентябрь выплачены реально только 10%. Не знаю, какая ситуация была в 2017-м, но допускаю, что аналогичная.

Нарочито портит статистику главный “убытчик” страны "Укртрансгаз" (минус 24,8 млрд. грн.), который теперь отделился от мегаприбыльного “Нефтегаза” и превратился в предприятие с колоритным названием МГУ. Как можно так “самоубийственно” транспортировать российский газ? Это вопрос к бухгалтерии компании. Наверное, пытались доказать, что тарифы на транзит им малы. Но на “Северном потоке” они еще меньше. Поэтому повышать Украина не может, хотя и сильно хочет. Конкуренция транзитная, однако…

Наиболее рентабельным бизнесом в Украине по данным Госстата остаются предприятия оптово-розничной торговли и СТО, которые за пять лет увеличили рентабельность с 8,7% до 26,6%, риелторы (операции с недвижимостью) – 38,2%, производители химии – 20,1%, IT-шники – 19,4%, фармацевты – 18% и заведения общепита – 16%. Удивил лишь «Метро Кэш энд Керри Украина» – он сумел сработать в убыток

Все стабильно плохо у металлургов – "Днепровский металлургический комбинат" занял второе место антирейтинга, получив 13,2 млрд. грн. убытка, корпорация "Донецксталь" – 8,1 млрд. грн. убытка. “Укрнафта” – 2,4 млрд. грн. убытка. Аплодируем менеджерам Игоря Коломойского. Круто у них это получается.

Хуже всего дела обстоят у транспортников и коммунальщиков. По итогам первого полугодия 2018 года практически половина всех транспортных предприятий страны и 60% коммунальных работает в убыток: первые “наминусовали” себе 10,7 млрд. грн., вторые – 528,5 млн. соответственно. При этом количество убыточных предприятий в этих сферах из года в год только увеличивается.

Практически в два раза сократили свои доходы предприятия, задействованные в научной и технической деятельности и образовании – с 37,5 млн. грн. в аналогичном периоде прошлого года до 16 млрд. грн. в этом году. Обидно, но логично: великой аграрной державе наука не нужна. Ей хватает аптек, ресторанов и ТРЦ.

Наиболее рентабельным бизнесом в Украине по данным Госстата остаются предприятия оптово-розничной торговли и СТО, которые за пять лет увеличили рентабельность с 8,7% до 26,6%, риелторы (операции с недвижимостью) – 38,2%, производители химии – 20,1%, IT-шники – 19,4%, фармацевты – 18% и заведения общепита – 16%. Удивил лишь «Метро Кэш энд Керри Украина» – он сумел сработать в убыток.

Любопытно, что, если у риелторов, т.е. посредников, рентабельность зашкаливает – 38,2% (это выше, чем у розничной торговли), то у строительства держится на грани выживания – 2,5%. Дальше отрасли ужиматься уже некуда. Выход только в глобальный кризис и массовые “недострои” с пострадавшими инвесторами.

Несмотря на “древесный мораторий”, уверенный рост финансовых показателей показывают предприятия, специализирующиеся на производстве изделий из дерева, бумаги и полиграфической деятельности. В первой половине 2018 года 85,4% этих предприятий страны работали с прибылью, увеличив общий финансовый результат отрасли в 2,5 раза, до 4,3 млрд. грн.

P.S. Даже из этого, далеко не полного обилия “цифири” возникает ощущение глобального перекоса. Промышленность – в убытках, а госпредприятия – в шоколаде. Их руководители с миллионными окладами. Подчиненные – с многотысячными.

Производственный сектор из-за высоких тарифов на энергоносители под угрозой закрытия. Аграрные холдинги гребут под себя все дотации, которые можно выдавить из государства. Остальная (мелкая) часть сельского хозяйства ушла в тень и там притаилась. Но видно, что не жирует. Затраты и риски бизнеса в АПК слишком велики. Все это контрастирует с высокими доходами нематериального сектора – торговли и посреднических услуг. Не знаю, что за экономическую модель мы строим, но очевидно, что изделие выходит каким-то кривоватым. Экономика, больная сколиозом, лордозом и кифозом одновременном…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам